Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумеров Роэль Анверович
ции
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Технология разработки документов программирования учебно-воспитательного процесса по предмету физическая культура.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Мотивация и стимулирование учебной деятельности школьников в технологии дидактических процессов.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Примерный перечень вопросов к экзамену (5 семестр)
1. Место дисциплины Методика преподавания предмета «Физическая культура» в структуре содержания подготовки педагогов физической культуры.
2. Цели и задачи различных циклов технологии преподавания предмета «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС ОО
3. Определение и взаимосвязь понятий: методика обучения предмету «Физическая культура», дидактика физической культуры, учебный предмет физическая культура», дидактика, методика предмета, физическое воспитание, физкультурное образование.
4. Предмет «Физическая культура» в содержании физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений: место, функции, цель, содержание.
5. Характеристика комплекса педагогических задач предмета «Физическая культура».
6. Характеристика основных этапов становления предмета «Физическая культура» как учебной дисциплины.
7. Основные принципы перестройки современного школьного физкультурного образования.
8. Содержание основных концепций модернизации учебного предмета «Физическая культура».
9. Системный подход к построению учебного процесса по пред¬мету «Физическая культура».
10. Предмет «Физическая культура» в структуре содержания общего образования: место, функции, цель, задачи, особенности содержания.
11. Общая характеристика педагогической системы учебного пред¬мета «Физическая культура»: определение, элементы, структура, функции.
12. Цель как системообразующий элемент педагогической системы учебного предмета «Физическая культура» в структуре его педагогической системы (определение, функции, формулировка).
13. Взаимосвязь цели предмета физической культурыс целями национальной системы физического воспитания, образования, ее школьного звена и форм организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.
14. Содержание образования по предмету «Физическая культура»: определение, место в педагогической системе, уровни представления.
15. Характеристика основных документов, регламентирующих содержание образования по предмету физическая культура.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образова¬ния: определение, назначение, содержание.
17. Требования к образовательным результатам по предмету «Физическая культура» (предметные, метапредметные, личностные).
18. Сравнительный анализ ФГОС нового поколения и ФГОС 2004 года.
20. Общая характеристика комплексной программы по предмету «Физическая культура». В.И. Ляха, А.А. Зданевича.
21. Общая характеристика примерной рабочей по физической культуре А.П. Матвеева.
22. Содержание федерального, регионального, местного компонентов содержания образования по предмету «Физическая культура».
23. Дидактические процессы как элемент педагогической системы предмета «Физическая культура»: определение, место в структуре, функции.
24. Учитель и учащиеся как главные субъекты дидактического взаимодействия.
25. Педагогические, психолого-физиологические основы обучения двигательным действиям на уроках физической культуры.
26. Структура и содержание дидактических процессов по предмету «Физическая культура».
27. Особенности поэтапной структуры дидактических процессов по предмету «Физическая культура» по сравнению с процессом обучения в спортивной тренировке.
28. Особенности обучения на уроках физической культуры по сравнению с другими образовательными предметами.
29. Характеристика подготовительного этапа в структуре дидактических процессов по предмету «Физическая культура».
30. Характеристика этапа формирования первоначального умения в структуре дидактических процессов по предмету «Физическая культура».
31. Характеристика этапа формирования двигательного навыка в структуре дидактических процессов по предмету «Физическая культура».
32. Характеристика этапа закрепления двигательного навыка в структуре дидактических процессов по предмету «Физическая культура».
33. Характеристика этапа формирования инструктивных умений и навыков в структуре дидактических процессов по предмету «Физическая культура».
34. Методы обучения двигательным навыкам в поэтапной структуре дидактических процессов на уроках физической культуры.
35. Особенности применения методов обучения двигательным действиям в поэтапной структуре дидактических процессов на уроках физической культуры.
36. Особенности применения методов формирования знаний в поэтапной структуре дидактических процессов, на уроках физической культуры.
37. Особенности применения методов развития двигательных качеств в поэтапной структуре дидактических процессов на уроках физической культуры.
38. Особенности реализации общедидактических принципов в дидактических процессах по предмету Физическая культура (научности, доступности, сознательности и активности, ведущей роли педагога).
39. Особенности реализации общедидактических принципов в дидактических процессах по предмету Физическая культура (прочности и прогрессирования, единства коллективности обучения и индивидуального подхода к занимающимся, , постепенности и повторности).
40. Характеристика специфических принципов ФВ: непрерывности, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.
41. Характеристика специфических принципов ФВ: адаптивного сбалансирования динамики нагрузок, цикличности построения системы занятий возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания.
Примерный перечень вопросов к экзамену (6 семестр)
1. Развитие теории и практики урока физической культуры.
2. Характеристика урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательных учреждениях.
3. Классификация уроков физической культуры. Типы и виды уроков по предмету «Физическая культура».
4. Содержание уроков образовательно-познавательной, образовательно-обучающей образовательно-тренировочной направленности.
5. Требования к уроку физической культуры с учетом ФГОС нового поколения.
6. Методические подходы к конструированию современного урока физической культуры.
7. Особенности организации и проведения урока физической культуры с учащимися младших классов.
8. Особенности организации и проведения урока физической культуры с учащимися средних классов.
9. Особенности организации и проведения урока физической культуры с учащимися старших классов.
10. Содержание и структура урока по предмету «Физическая культура»: определение понятий, характеристика частей и элементов структуры урока.
11. Характеристика педагогической деятельности учителя физической культуры. Общая и специальная подготовка учителя к уроку по физической культуре.
12. Характеристика трудовых функций педагога (на основе профессионального стандарта педагога)
13. Характеристика форм организации деятельности учащихся на уроках по предмету «Физическая культура» (фронтальная, групповая, индивидуальная).
14. Учащиеся на уроке по предмету «Физическая культура»: характеристика половозрастных особенностей учебных возможностей по дисциплине.
15. Сущность и цель педагогического анализа урока по физической культуре. Характеристика методов анализа урока (педагогическое наблюдение, хронометрирование, пульсометрия, метод рейтинга).
16. Методика проведения анализа урока на основе педагогического наблюдения.
17. Методика проведения анализа урока на основе хронометрирования.
18. Методика проведения анализа урока на основе пульсометрии.
20. Содержание и направленность неурочных форм построения занятий физическими упражнениями как содержательная часть внеурочной работы по физическому воспитанию.
21. Содержание и направленность малых форм занятий физическими упражнениями во внеурочной деятельности общеобразовательной школы.
22. Соревновательные формы занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе.
23. Олимпиада школьников по предмету «Физическая культура как инновационная форма физического воспитания детей и подростков.
24. Организационно-методические основы проведения мероприятий по тестированию, просветительской и агитационной работы в образовательных организациях.
25. Сущность технологического подхода к организации учебно-воспитательного процесса, применительно к предмету.
26. Содержательный анализ технологии физического воспитания и физкультурного образования учащихся общеобразовательных организаций (на выбор студента: спортивно-ориентированное физическое воспитание, Олимпийское воспитание, Спартианское воспитание школьников, различные здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии физического воспитания).
27. Методические подходы к применению современных информационных технологий, дистанционного обучения на уроках физической культуры.
28. Сравнительная характеристика технологического и методического подходов к организации учебного процесса по предмету «Физическая культура».
29. Типовая структура педагогической технологии по предмету «Физическая культура»
30. Целеполагание в технологии учебного процесса по предмету «Физическая культура»: определение, место в технологии, содержание процедуры выведение целей предмета.
31. Характеристика видов целей по циклам учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».
32. Критерии отбора оптимальных содержания и методов организации и реализации учебно-воспитательного процесса в технологии учебного процесса по предмету «Физическая культура».
33. Структура и содержание педагогического контроля на уроках физической культуры. Виды контроля в учебном процессе (входной, текущий, итоговый). Принципы и функции контроля.
34. Содержание контрольно-коррекционной деятельности учителя на уроках физической культуры.
35. Процедура выведения оценочных суждений в микро-, мезо-, макроциклах технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
36. Методы оценки сформированности знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, видов физкультурной деятельности, развития двигательных качеств (норм).
37. Методика оценивания образовательных результатов по предмету «Физическая культура» с учетом требований ФГОС.
38. Программирование дидактических процессов в структуре технологии учебной работы по предмету «Физическая культура»: определение, содержание, виды программирования.
39. Характеристика документов программирования, требования к их разработке.
40. Технология составления рабочей программы.
41. Технология разработки конспекта урока.
42. Технология разработки плана-графика освоения программного материала по физической культуре.
43. Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий.
44. Характеристика основных нормативно-директивных документов федеральных, региональных органов управления образованием, регламентирующих содержание и требования к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».
45. Сущность, содержание и методы педагогического стимулирования и мотивации на уроках физической культуры в школе.
46. Особенности применения средств и методы мотивации и стимулирования учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.
47. Особенности применения средств и методы мотивации и стимулирования учебной деятельности учащихся среднего школьного возраста.
48. Особенности применения средств и методы мотивации и стимулирования учебной деятельности учащихся старшего школьного возраста.
49. Требования и правила безопасности при организации и проведении уроков физической культуры в общеобразовательной школе.
50. Требования и правила безопасности при организации и проведении внеклассной физкультурно-оздоровительной, учебной и внеклассной работы в общеобразовательной школе.
51. Нормативно-правовое регулирование техники безопасности занятий по физической культуре и спорту. Характеристика основных документов по технике безопасности в образовательном учреждении.
Примерные задания для самостоятельной работы:
1. На основе изучения ФГОС общего образования, примерных программ по физической культуре конкретизировать целя физического воспитания, дифференцировать ее по формам организации физического воспитания учащихся, по ступеням образования.
2. Анализ и оценка действующих моделей типовых (примерных) программ по физическому воспитанию учащихся I—XI классов общеобразовательной школы с выделением обобщенного содержания форм его организации и определением
3. Разработать цели предмета «Физическая культура» по этапам реализации учебно-воспитательного процесса в циклах технологии (с выделением цели отдельной ступени общеобразовательной школы, учебных годов, периодов учебного года: четверти, семестра, триместра);
4. Проанализировать содержание образования по предмету «Физическая культура» в начальной школе (предметная линия ФК по А.П. Матвееву, В.И. Ляху).
5. Проанализировать содержание образования по предмету «Физическая культура» в основной школе (предметная линия ФК по А.П. Матвееву, В.И. Ляху).
6. Проанализировать содержание образования по предмету «Физическая культура» в полной школе (предметная линия ФК по А.П. Матвееву, В.И. Ляху).
7. Разработать рабочую программу по физической культуре для одного из классов общеобразовательной школы на учебный год на основе рекомендованных УМК (включая: планируемые образовательные результаты, план-график распределения программного материала по периодам обучения, содержание образования, календарно-тематическое планирование, план-график освоения программного материала по четвертям, триместрам, контрольно-измерительные материалы, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение):
8. Разработать документ перспективного планирования (учебный план на четверть, триместр, на основе примерной рабочей программы УМК В.И. Ляха).
9. Разработать конспект урока физической культуры для одного из классов начальной школы (на основе примерной рабочей программы УМК В.И. Ляха).
10. Разработать конспект урока физической культуры для одного из классов основной школы (на основе рабочей программы УМК В.И. Ляха).
11.Разработать конспект урока физической культуры для 10 - 11 класса (на основе рабочей программы УМК В.И. Ляха).
12.Разработать конспект урока физической культуры по развитию физического качества (по выбору студента) на основе кругового метода для учащихся начальной, основной или полной школы.
13. Разработать технологическую карту урока физической культуры для учащихся начальной школы (класс по выбору студента).
14. Разработать технологическую карту урока физической культуры для учащихся основной школы (класс по выбору студента).
15. Разработать технологическую карту урока физической культуры для учащихся средней школы (класс по выбору студента).
16. Разработать научно-исследовательский проект по физической культуре для начальной школы (класс по выбору студента).
17. Разработать научно-исследовательский проект по физической культуре для основной школы (класс по выбору студента).
18. Разработать научно-исследовательский проект по физической культуре для средней школы (класс по выбору студента).
19. Ознакомиться с сайтом « Российская электронная школа», разработать презентации дистанционного урока по физической культуре (класс, тема урока по выбору студента).
20. Работа с информационными интернет-ресурсами по подготовке перечня официальных нормативно-директивных документов федеральных, региональных, местных документов по обеспечению техники безопасности во время проведения учебно-воспитательного процесса, внеурочной деятельности по физической культуры, спортивно-массовых мероприятий.
21. Изучить содержание учебника по физической культуре и разработать тестовые задания по оценке теоретических знаний школьников по одному из разделов программы (10 тестов; начальная, основная, средняя школа).
22. Разработать качественные критерии оценки техники выполнения изучаемого упражнения из изучаемых базовых видов спорта школьной программы (на выбор студента).
23. Разработать инструкцию по технике безопасности по одному из базовых видов спорта школьной программы
Примерные темы практических заданий:
1. Методика обучения технике гимнастических упражнений на уроках физической культуры с учетом особенностей психо-возрастного развития учащихся (по выбору студента: возраст учащихся, конкретное упражнение из соответствующего раздела примерной программы по физической культуре).
2. Методика обучения технике лыжных ходов на уроках физической культуры с учетом особенностей психо-возрастного развития учащихся (по выбору студента: возраст учащихся, конкретное упражнение из соответствующего раздела примерной программы по физической культуре).
3. Методика обучения технических действий в спортивных играх на уроках физической культуры с учетом особенностей психо-возрастного развития учащихся (по выбору студента: возраст учащихся, конкретное упражнение из соответствующего раздела примерной программы по физической культуре).
4. Методика обучения технике плавания на уроках физической культуры с учетом особенностей психо-возрастного развития учащихся (по выбору студента: возраст учащихся, конкретное упражнение из соответствующего раздела примерной программы по физической культуре).
5. Методика развития физического качества силы у учащихся на уроках физической культуры с учетом особенностей психо-возрастного развития (на выбор студента: учащиеся младших, средних и старших классов).
6. Методика развития скоростных качеств у учащихся на уроках физической культуры с учетом особенностей психо-возрастного развития (на выбор студента: учащиеся младших, средних и старших классов).
7. Методика развития выносливости у учащихся на уроках физической культуры с учетом особенностей психо-возрастного развития (на выбор студента: учащиеся младших, средних и старших классов).
8. Методика развития гибкости у учащихся на уроках физической культуры с учетом особенностей психо-возрастного развития (на выбор студента: учащиеся младших, средних и старших классов).
9. Методика развития ловкости у учащихся на уроках физической культуры с учетом особенностей психо-
10. Методика проведения малых неурочных форм физкультурно – спортивной деятельности (по выбору студента).
11. Методика проведения больших неурочных форм физкультурно – спортивной деятельности (по выбору студента).
12. Методика проведения малых неурочных форм физкультурно – спортивной деятельности (по выбору студента).
13. Методика проведения педагогического анализа урока на основе одного из методов (по выбору студента: педагогическое наблюдение, хронометрирование, пульсометрия, рейтинговая оценка).
14. Методика проведения тестовых мероприятий ВФСК ГТО.
Примерные темы рефератов:
1. Возникновение и развитие системы школьного физического воспитания в учреждениях общего образования Российской Федерации.
2. Развитие системы школьного физического воспитания в учреждениях общего образования за рубежом (на примере отдельно взятой страны).
3. Развитие содержания образования по предмету «Физическая культура» в учреждениях общего образования России.
4. Современные подходы к реформированию системы школьного физкультурного образования.
5. Системный подход в сфере педагогического образования.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как нормативная основа реализации содержания образования по предмету «Физическая культура»
7. Взаимосвязь методов обучения и этапов реализации дидактических процессов по предмету «Физическая культура».
8. Взаимосвязь методов обучения и развития двигательных качеств на этапах развертывания педагогических процессов по предмету «Физическая культура».
9. «Типовой шаг» дидактических процессов как основа разработки структуры педагогической технологии преподавания предмета «Физическая культура».
10. Общепедагогические и специфические принципы обучения предмету «Физическая культура».
11. Системно-структурный и аналитический подход: к построе¬нию учебного процесса по предмету «Физическая культура».
12. Педагогическая система предмета «Физическая культура».
13. Генезис и дидактика технологического подхода к организации учебного процесса по предмету «Физическая культура».
14. Учитель физической культуры как главный субъект педагоги¬ ческой системы учебного предмета. Профессиональный стандарт педагога.
15. Требования к личности учителя физической культуры.
16. Учащиеся — субъект взаимодействия преподавания и учения по предмету «Физическая культура».
17. Соревновательные формы занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе.
18. Олимпиада школьников по предмету «Физическая культура как инновационная форма физического воспитания детей и подростков.
19. Физкультурно-спортивные клубы как инструмент подготовки учащихся к выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО.
20. Особенности анатомо-физиологического, психо-возрастного, физического развития младших школьников.
21. Особенности анатомо-физиологического, психо-возрастного, физического развития детей среднего школьного возраста.
22. Особенности анатомо-физиологического, психо-возрастного, физического развития учащихся старших классов.
23. Физическое развитие и физическая подготовленность учащихся общеобразовательных школ.
24. Особенности усвоения учащимися техники циклических двигательных действий в процессе обучения предмету «Физическая культура».
25. Особенности усвоения учащимися элементов техники спортив¬ных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, хоккей) в процессе обучения предмету «Физическая культура».
26. Особенности усвоения учащимися упражнений гимнастической направленности, элементов техники спортив¬ных единоборств в обучении предмету «Физическая культу¬ра».
27. Особенности развития двигательного качества быстроты у уча¬щихся в обучении предмету «Физическая культура» с учетом сенситивных периодов.
28. Особенности развития двигательного качества силы у учащихся в обучении предмету «Физическая культура» с учетом сенситивных периодов.
29. Особенности развития двигательного качества выносливости учащихся в обучении предмету «Физическая культура» с учетом сенситивных периодов.
30. Особенности развития двигательного качества ловкости у уча¬щихся в обучении предмету «Физическая культура» с учетом сенситивных периодов.
31. Особенности развития гибкости и подвижности в суставах у учащихся в обучении предмету «Физическая культура» с учетом сенситивных периодов.
32. Сущность комплексного подхода к развитию двигательных качеств уча¬щихся в обучении предмету «Физическая культура».
33. Взаимосвязь процессов формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств школьников в процессе обу¬чения предмету «Физическая культура».
34. Физическая подготовленность школьников как компонент реальных учебных возможностей по предмету «Физическая куль¬тура».
35. Формирование физической культуры личности школьника.
37. Проектирование дидактических взаимодействий педагога и учащихся на уроках физической культуры.
38. Технология разработки рабочей программы по физической культуре с учетом требований современных ФГОС Требования к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
39. Технология разработки конспекта урока по физической культуре с учетом требований современных ФГОС.
40. Особенности разработки технологической карты урока физической культуры.
41. Технология организации проектной деятельности учащихся на уроках физической культуры.
42. Современные подходы к оценке образовательных результатов учащихся по предмету «Физическая культура».
43. Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках физической культуры.
44. Контроль и коррекция процесса взаимодействия учителя и учащихся: место в педагогической технологии, виды, содержание, формы организации, методы.
45. Оценка и отметка в учебной работе по предмету «Физическая культура»: роль, значение, место, критерии, методы, требования.
46. Организационно-методические основы обеспечения техники безопасности и снижения травматизма в процессе урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы.
Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающимся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.