2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Оборона государства и основы военной службы_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Оборона государства и основы военной службы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
_________________
 
 
Оборона государства и основы военной службы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование представлений в области обороны государства и основ военной службы, а также активной гражданской позиции, способствующей решению задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить слушателей с содержанием терминов и понятий сферы обороны государства и военной службы;
1.4
показать особенности политики государства в защите Отечества, уровни военной безопасности, а также пути укрепления военной безопасности личности, общества и обороны государства. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.2
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.3
Здоровьесберегающие технологии
2.1.4
Системы гражданской защиты населения
2.1.5
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.6
История физической культуры
2.1.7
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.8
Психология физической культуры
2.1.9
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.10
Противодействие коррупции
2.1.11
Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.12
Безопасность жизнедеятельности
2.1.13
История
2.1.14
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.15
Международное олимпийское движение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Патриотическое воспитание молодежи
2.2.2
Организация физкультурно-массовой работы
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2:      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции 
 
Знать:
 
основные этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития;
 
основные этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа, сущность гражданской позиции;
 
этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции;
 
 
Уметь:
 
выделять основные этапы и закономерности исторического процесса, применять основные исторические понятия;
 
выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического процесса, использовать основные приемы и техники их анализа, давать характеристику сущности гражданской позиции;
 
выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития, проводить их системный анализ для формирования гражданской позиции;
 
 
Владеть:
 
навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического развития;
 
навыками вычленения и характеристики основных этапов и закономерностей исторического развития, использования основных приемов и техник их анализа, характеристики сущности гражданской позиции;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
навыками анализа этапов и закономерностей исторического развития для формирования гражданской позиции;
 
 
 
ОК-9:      способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций 
 
Знать:
 
Основные приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
Критерии  подбора   приемов первой помощи, методов защиты  для использования  в условиях заданных чрезвычайных ситуаций
 
Алгоритм действий оказания неотложной помощи    в условиях чрезвычайных ситуаций
 
 
Уметь:
 
Выявлять отклонения в состоянии здоровья      в условиях чрезвычайных ситуаций
 
Выбирать методы оказания    первой помощи и   защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
Применять знания   для оказания первой помощи и   защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
 
Владеть:
 
Методами диагностики общего состояния и   оказания  доврачебной помощи в условиях чрезвычайных ситуаций
 
Навыками использования приемов  первой помощи, средства индивидуальной и коллективной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
Навыками проектирования мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях и оказанию первой помощи.
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
Анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
Подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
Разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам защиты Отечества;
3.1.2
основы общих и специальных разделов дисциплины в объеме, необходимом для решения задач военно-патриотической деятельности;
3.1.3
структуру Вооруженных сил, особенности их применения для защиты РФ;
3.1.4
современную систему военной службы;
3.1.5
основные причины военных конфликтов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выражать и обосновывать свою позицию по проблемам военной безопасности России,
3.2.2
осуществлять обучение и военно-патриотическое воспитание;
3.2.3
способствовать военно-патриотической подготовке, формированию общей военной культуры личности;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.2.4
использовать разнообразные приемы, методы и средства военно-патриотического обучения;
3.2.5
обеспечивать уровень подготовки обучаемых, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта;
3.2.6
участвовать в деятельности методических объединений и в других формах военно-патриотической и методической работы;
3.2.7
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками  прогнозирования последствий ЧС военного характера;
3.3.2
методами выбора рациональных методов и средств защиты людей и материальных ценностей в ЧС военного времени.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Вооруженные силы РФ

 
1.1
Военная доктрина РФ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
1.2
Боевые традиции Российских Вооруженных  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
1.3
Международная миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
1.4
Международное гуманитарное право /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
1.5
Символы воинской чести /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
1.6
Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
1.7
Виды Вооруженных сил РФ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
1.8
История создания Вооруженных сил РФ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
1.9
Система обеспечения национальной безопасности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
1.10
Рода войск РФ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
1.11
Патриотизм, верность воинскому долгу /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.12
Победные дни России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-9
7
0
 
 
Раздел 2. Правовые основы военной службы

 
2.1
Правовые основы военной службы  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.2
Нормы международного гуманитарного права  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.3
Альтернативная гражданская служба /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.4
Основное содержание военной службы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.5
Воинские уставы, воинская дисциплина и военная присяга /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.6
Понятие и структура воинской обязанности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.7
Условия и правила приема в военно-учебные заведения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.8
Военно-профессиональная ориентация и подготовка специалиста для службы   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.9
Устав внутренней службы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.10
Устав гарнизонной и караульной служб /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.11
Военно-морской флот России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОК-2 ОК-9
7
0
 
2.12
Общевойсковые уставы, воинская дисциплина и военная присяга /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.13
Меры профилактики заболеваний в период прохождения военной службы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.14
Основы безопасности военной службы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.15
Принципы обучения основам военного дела /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.16
Способы защиты  в военное время. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
2.17
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-9 ПК-3
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности.

2.Предназначение и состав Вооруженных Сил РФ.

3.Классификация современных войн.

4.Основное содержание военных реформ в России.

5.Основные задачи Вооруженных Сил.

6.Основы государственной политики РФ по военному строительству.

7.Конституция РФ и Закон «Об Обороне».

8.Полномочия Президента РФ в осуществлении оборонной политики.

9.Обязанности Министерства Обороны РФ по руководству Вооруженными Силами.

10.Оперативные органы управления Вооруженных Сил РФ.

11.Учреждения Министерства обороны РФ.

12.Назначение и состав сухопутных войск.

13.Назначение, задачи и состав Военно-Воздушных Сил.

14.Назначение, задачи и состав Военно-Морского флота.

15.Назначение, задачи и состав РВСН.

16.Назначение, задачи и состав родов войск.

17.Предназначение других войск и формирований.

18.История формирования военной доктрины.

19.Современная военная доктрина.

20.Основные разделы военной доктрины.

21.Источники военной опасности.

22.Политические принципы и основные направления обеспечения военной безопасности России.

23.Основные угрозы военной безопасности.

24.Задачи государства в области обеспечения военной безопасности.

25.Военное законодательство России по обороне.

26.Порядок комплектования миротворческих Сил, их статус».

27.История формирования Вооруженных Сил России, военные реформы.

28.Структура Вооруженных Сил, виды и рода войск.

29.Задачи и основные функции ВС.

30.Руководство Вооруженными Силами, комплектование, управление войсками

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов  с презентациями

1.Из истории профессиональной подготовки офицеров в России и в СССР.

2.Система военного образования Российской Федерации.

3.Условия и правила приема в военно-учебные заведения.

4.Обучение в военно-образовательном учебном заведении.

5.Присвоение выпускникам первых офицерских званий и назначение на должность.

6.Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

7.Права, обязанности и ответственность военнослужащих.

8.Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок в части.

9.Несение службы суточным нарядом.

10.Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

11.Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

12.Юридическая ответственность военнослужащих. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд  оценочных средств представлен  в приложении к РПД.
 
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Евсеев В.О.
Безопасность жизнедеятельности : учебник для бакалавров / В. О. Евсеев, В. В. Кастерин, Т. А. Коржинек [и др.]. — 2-е изд. — М. : Дашков и К, 2019. — 453 c. — ISBN 978-5-394-03216-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85210.html 
Дашков и К, 2019
 
Л1.2
Кисляков, П.А.
Социальная безопасность личности, общества, государства. Теория и практика обеспечения: учебное пособие / П. А. Кисляков, С. В. Петров, В. В. Филанковский. — Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015. — 263 c. — ISBN 978-5-906-17272-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/33859.html 
Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Айзман, Р. И.
Безопасность жизнедеятельности: словарь-справочник / Р. И. Айзман, С. В. Петров, А. Д. Корощенко ; под редакцией В. Б. Рубанович, С. В. Петров. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 352 c. — ISBN 978-5-379-02025-5  URL: http://www.iprbookshop.ru/65271.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
Л2.2
Основы военной службы [Электронный ресурс]Ч. 1: История создания вооруженных сил. Общевоинские уставы : информационно-метод. пособие. – В 3 ч. 
Премьер-УчФильм, 2011
 
Л2.3
Основы военной службы [Электронный ресурс]: Ч. 2: Строевая, тактическая, огневая подготовки. Топография.: информационно-метод. пособие
Премьер-УчФильм, 2011
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Бушуев С.А., Гребеник В.В., Кривцов О.Ф.
Новая парадигма экономической и военной безопасности России. Онтологические и методологические основы формирования.:  Научная монография. /Бушуев С.А., Гребеник В.В., Кривцов О.Ф.- http://www.iprbookshop.ru/82184.html
Международная академия оценки и консалтинга, Ай Пи Эр Медиа, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство обороны РФ
 
Э2
Вооружение России и мира
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.8
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.10
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.11
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения курсового проектирования, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.