(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Вопросы и задания к экзамену
5 семестр
1.Понятие «новая история». Историческое содержание нового времени, проблемы историографии новой истории.
2.Теория цивилизаций. Сравнительная характеристика локальных цивилизаций.
3.Социально-экономическое развитие Англии ко второй половине XVII в.
4.Предпосылки английской буржуазной революции.
5.Кризис английского абсолютизма накануне английской буржуазной революции.
6.Периодизация и ход Английской революции 1640-1653 гг.
7.Период протектората или буржуазия и новое дворянство у власти в Англии в XVII в.
8.Индепенденты и пресвитериане в Английской буржуазной революции.
9.Аграрный вопрос в Английской революции.
10.Оливер Кромвель – его роль в революции.
11.Англия эпохи Реставрации Стюартов. Государственный переворот 1688-1689 гг.
12.Промышленный переворот в Англии. Чартистское движение.
13.Социально-экономическое развитие Франции во второй половине XVII в.- начале XVIII в.
14.Стабилизация французского абсолютизма при Людовике XIV. Время Людовика XV.
15.Особенности экономического и социально-политического развития Франции в XVIII в.
16.Идеологическая подготовка Великой Французской буржуазной революции (Воль-тер, Монтескье, Руссо, Дидро, Мелье).
17.Франция накануне Революции. Созыв Генеральных штатов.
18.Деятельность учредительного собрания. Конституция 1791 года во Франции.
19.Приход к власти жирондистов. Государственное устройство Франции в период якобинской диктатуры.
20.Термидорианцы у власти. Переворот 18 брюмера VIII года и установление кон-сульской республики.
21.Социальный фундамент диктатуры Наполеона Бонапарта. Конституция VIII года.
23.Наполеон Бонапарт: человек, политик, полководец.
24.Положение английских колоний в Северной Америке к середине XVIII в.
25.Обострение борьбы между колониями и метрополией в Северной Америке.
26.Война за независимость в Северной Америке.
27.Конституция США.
28.Европейские государства второй половины XVI-XVIII века: Нидерланды.
29.Европейский абсолютизм второй половины XVI-XVIII века: Балканский регион в составе Османской империи.
30.Европейский абсолютизм второй половины XVI-XVIII века: Испания, Португа-лия.
31.Европейский абсолютизм второй половины XVI-XVIII века: Швеция.
32.Европейский абсолютизм второй половины XVI-XVIII века: Дания
33.Европейский абсолютизм второй половины XVII-XVIII века: Брандербургско-Прусское государство, Держава Австрийских Габсбургов. Венгерское королев-ство.
34.Внутренняя и внешняя политика Англии в конце XVIII-нач. XIX в.
35.Германские государства. Буржуазные реформы в Пруссии в конце XVIII-нач.XIX вв.
36.Монархия Габсбургов в конце XVIII-нач.XIX вв.
37.Италия в конце XVIII-нач. XIX в.
38.Международные отношения во второй половине XVII-нач.XIX вв.
39.Колониальная политика во второй половине XVII-XVIII вв. Складывание коло-ниальной системы капитализма.
40.Государства Латинской Америки в конце XVII-XVIII вв.
Задание. Работа с картой и источниками.
Вопросы и задания к экзамену
6 семестр
1.На пути к глобальному конфликту: международные отношения в конце XIX века.
2.Переход Германии от европейской к мировой политике. Канцлерство Бисмарка, Го-генлоэ и Бюлова.
3.Формирование империалистической идеологии в Германии. Пангерманский союз.
4.Система партий. «Культуркампф» и борьба с социалистическим движением.
5.Экономическое развитие Германии второй половины XIX в. Особенности герман-ского империализма.
6.Внешняя политика правительства Бисмарка.
7.Рабочее и социалистическое движение в Германии. Эйзенахцы и лассальянцы. Гот-ский объединительный съезд. Эрфуртская программа СДПГ.
8.Формирование реформизма в германской социал-демократии. Э.Бернштейн и его про-грамма А.Бебель, Р.Люксембург, К.Каутский о реформизме.
9.Образование Германской империи. Конституция 1871. Опрусачивание Германии.
10.Проблема объединения Италии в 20-60-е гг. XIX в.
11.Объединение Италии. Гарибальди.
12.Революция 1848 года в Италии.
13.Внешняя и колониальная политика Италии в конце XIX в.
14.Особенности социально-экономического развития Италии в последней четверти XIX –начале ХХ в. (Внутренняя и внешняя политика «Правой» в Италии (1861-1876 гг.). Ав-торитарный и имперский курс Ф. Криспи в Италии (1887-1891, 1893-1896).
15.Стабилизация двухпартийной системы в Англии. «Молодые тори». Б.Дизраэли.
16.Парламентские реформы в Англии 1867 и 1884 гг. Реформа местного самоуправления.
17.Положение в Ирландии, обострение ирландского вопроса (требование Гомруля), рас-кол партии либералов (1886 г.).
18.Внутренняя и внешняя политика либеральных и консервативных кабинетов в 70-80-е гг. XIX в. Реформы У. Гладстона.
19.Социально-экономическое развитие Англии в последней трети XIX в., утрата миро-вой промышленной и торговой гегемонии.
20.Региональные особенности социально-экономического развития США в середине XIX в. Причины конфликта между Севером и Югом.
21.Президентские выборы 1860 г. и начало гражданской войны. Создание Южной кон-федерации.
22.Военные действия в первый период гражданской войны (1861 – 1862). У. Грант. Р. Ли
23.Внутренняя и внешняя политика президента А. Линкольна в период войны. Закон о гомстедах.
24.Второй период гражданской войны (1862–1865) и поражение Южной конфедерации.
«Реконструкция» Юга 1865–1877 гг. Решение аграрного и негритянского вопросов. Пре-зидент У. Грант.
25.Стабилизация двухпартийной системы САСШ после Реконструкции. Республиканцы и демократы у власти.
26.Экономическое развитие САСШ в конце XIX в. Причины ускоренных темпов эконо-мического роста.
27.«Новый курс» внешней политики САСШ в конце XIX века.
28.Демократическое движение в САСШ в конце XIX в. Грейнджеры, гринбекеры. Попу-листская партия, маккрейкеры.
29.САСШ: основные направления внешней политики в конце XIX в.
30.Окончание Реконструкции в САСШ, ее историческое значение и основные итоги.
31.Начало Третьей республики во Франции. Конституция 1875 г. Борьба за республику во Франции 1879-1900 гг. Буланжизм, дело Дрейфуса.
32.Международные отношения после Франко-прусской войны. Образование Тройствен-ного союза.
33.Особенности экономического развития Франции в конце XIXв. Французский импе-риализм.
34.Франко-прусская война. Причины, ход военных действий, условия Франкфуртского мира.
35.Парижская Коммуна 1871 г. Основные направления историографии Коммуны.
37.Особенности экономического и политического развития капиталистических стран в конце XIX в.
38.Колониальная политика европейски держав в конце XIX в. Территориальный раздел мира.
39.Начало борьбы за передел мира. Испано-американская и англо-бурская войны.
40.Сравнительная характеристика государственного развития стран Латинской Америки в конце XIX в.
41.Польша в условия зависимости ведущих европейских держав в конце XIX в.
42.Австро-Венгрия во второй половине XIX – начале XX века. Противоборство сил ин-теграции и дезинтеграции
43.Внутриполитическое развитие Франции в первой половине XIX в. (Реставрация. Июньская революция 1830 г. и ее значение).
44.Революция 1848 года во Франции
45.Внутренняя политика Франции в 1850-1860-е гг.
46.Революции 1820-1823 гг., революции 1830 г., революции 1848 гг. в Европе.
Задание. Работа с картой и источниками.
Тематика контрольных работ:
1.Венский конгресс и его решения.
2.Англия и Франция в 1815-1847 гг.
3.Германия, Италия, Австрийская империя в 1815-1847 гг.
4.Причины и задачи революции 1848-1849 гг. в Европе.
5.Первый период революции 1848 г. во Франции; деятельность Временного правительства.
6.Второй период революции 1848 г. во Франции.
7.Третий период революции 1848 г. во Франции. Причины поражения.
8.Деятельность Франкфуртского парламента в революции 1848 г. в Германии.
9.Революция 1848 г. в Милане, Риме и Венеции.
10.Освободительная война венгерского народа в 1848-1849 гг.
11.Территориальный рост и социально-экономическое развитие США в первой половине XIX в.
12.Внутриполитическое развитие США в первой половине XIX в. «Джексоновская демократия».
13.Аболиционистское движение в США; причины и задачи Гражданской войны.
14.Первый период Гражданской войны в США; революционное законодательство правительства А.Линкольна.
15.Второй период Гражданской войны в США; реконструкция Юга.
16.Пруссия накануне объединения Германии; приход к власти Бисмарка.
17.Войны Бисмарка за объединение Германии.
18.Италия накануне объединения. Роль Пьемонта (Сардинского королевства).
19.Объединение Италии; роль Гарибальди.
20.Программа Парижской Коммуны 1871 г.; влияние теорий прудонизма, бакунизма, бланкизма.
21.Особенности социально-экономического развития США в конце XIX – начале XX в.
22.Особенности социально-экономического развития Германи в конце XIX – начале XX в.
23.Особенности социально-экономического развития Франции в конце XIX – начале XX в.
24.Особенности социально-экономического развития Англии в конце XIX – начале XX в.
25.Особенности внутриполитического развития стран Запада в конце XIX – начале XX в.
26.Буржуазный реформизм в Европе в конце XIX – начале XX в.
27.Буржуазный реформизм в США в начале XX в.
28.Внешняя политика США в конце XIX – начале XX в.
29.Англо-бурский конфликт.
30.Колониальная политика Франции в конце XIX – начале XX в.
31.Политика Германии на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX в.
32.Строительство Багдадской железной дороги – триумф колониальной политики Германии в конце XIX – начале XX в.
33.Положение на Балканах к 70-м гг. XIX в.
34.Ближневосточный кризис 1875-1878 гг. Берлинский конгресс.
35.Балканы от Берлинского конгресса до Первой мировой войны.
36.Создание Тройственного союза.
37.Франко-русское сближение и оформление союза.
38.Создание военного блока "Антанта".
39. Общее и особенное в буржуазной революции в Англии
40. Общее и особенное в буржуазной революции в США
41. Общее и особенное в буржуазной революции в Франции
42. Общее и особенное в Нидерландской буржуазной революции
43.Основные тенденции социально-экономического развития стран Европы
44.Развитие США на рубеже XIX-XX вв.
45. Основные тенденции развития стран Латинской Америки
46.Социально-политические проблемы развития западного общества на рубеже XIX-XX вв.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источ¬ников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.