2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Основы национальной безопасности и оборона государства_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы национальной безопасности и оборона государства
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
52
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
26
26
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
52
52
52
52
Кoнтактная рабoта
52
52
52
52
Сам. работа
92
92
92
92
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
проф. , Семенов С.А. _________________
 
 
Основы национальной безопасности и оборона государства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Ю.П.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения: формирование представлений в области национальной безопасности и обороны государства, а также активной гражданской позиции, способствующей решению задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
1.2
Задачи освоения:
1.3
ознакомить слушателей с содержанием терминов и понятий сферы национальной безопасности и обороны государства;
1.4
показать особенности политики государства в защите Отечества, уровни военной безопасности, а также пути укрепления военной безопасности личности, общества и обороны государства
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения  физической культуры   
2.1.2
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.3
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.4
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.1.5
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.6
Теория и методика физической культуры и спорта
2.1.7
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.8
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.9
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.10
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.11
Педагогика и психология физической культуры
2.1.12
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.13
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.14
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.15
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.16
Психолого-педагогический практикум
2.1.17
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.18
Учебная ознакомительная практика
2.1.19
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.20
Общая и социальная психология
2.1.21
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.22
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.23
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.24
История (история России, всеобщая история)
2.1.25
Концепции современного естествознания
2.1.26
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.27
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.28
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.29
Физиология человека
2.1.30
Анатомия человека
2.1.31
Безопасность жизнедеятельности
2.1.32
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.33
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.34
Философия  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Система гражданской защиты населения
2.2.2
Валеология
2.2.3
История физической культуры
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.2.4
Лечебная физическая культура
2.2.5
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.6
Физиология спорта
2.2.7
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.2.11
Международное олимпийское движение
2.2.12
Спортивная медицина
2.2.13
Спортивная морфология
2.2.14
Физиология высшей нервной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Принципы, систему, угрозы национальной безопасности; международное положение РФ и проблемы ее национальной безопасности; государственную политику по обеспечению национальной безопасности
3.1.2
Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам защиты Отечества;
3.1.3
основы общих и специальных разделов дисциплины в объеме, необходимом для решения задач военно-патриотической деятельности;
3.1.4
структуру Вооруженных сил, особенности их применения для защиты РФ;
3.1.5
современную систему военной службы;
3.1.6
основные причины военных конфликтов;
3.1.7
основы безопасности военной службы,
3.1.8
формы и методы работы по патриотическому воспитанию молодежи
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выражать и обосновывать свою позицию по проблемам военной безопасности России,
3.2.2
осуществлять обучение и военно-патриотическое воспитание;
3.2.3
способствовать военно-патриотической подготовке, формированию общей военной культуры личности;
3.2.4
использовать разнообразные приемы, методы и средства военно-патриотического обучения;
3.2.5
обеспечивать уровень подготовки обучаемых, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
3.2.6
участвовать в деятельности методических объединений и в других формах военно-патриотической и методической работы;
3.2.7
разрабатывать необходимую программно-учебную и нормативно-организационную документацию для преподавания обучаемым основ обороны государства и военной службы;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками  прогнозирования последствий ЧС военного характера;
3.3.2
методами выбора рациональных методов и средств защиты людей и материальных ценностей в ЧС военного времени;
3.3.3
навыками проектирования программы для преподавания основ обороны государства
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Правовые основы национальной безопасности

 
1.1
Понятия «национальные интересы» и «национальная безопасность». /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.2
Общие положения национальной безопасности. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.3
ФЗ «О безопасности» (от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ).Конституционная безопасность /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

6
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.4
Государственная система и структура национальной безопасности России /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.5
Структура системы национальной безопасности. Виды нац. безопасности. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.6
Общая характеристика проблемы безопасности постиндустриальной эпохи /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

8
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.7
Стратегия национальной  безопасности РФ /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.8
Главные задачи Совета безопасности РФ. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.9
Обеспечение национальной  безопасности РФ на местном и региональном уровне. /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

6
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.10
Деятельность органов государственной   власти и местного самоуправления в сфере противодействия терроризму в РФ /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.11
Роль внутренних и внешних факторов в обеспечении национальной   безопасности. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.12
Подходы ведущих международных организаций (ООН, НÀТО и др.) к обеспечению глобальной и региональной безопасности. /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.13
Формирование национальных интересов РФ на современном этапе. /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.14
Экономические интересы России. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
1.15
Обеспечение экономической безопасности в России. /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

10
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
 
Раздел 2. Основы военной службы

 
2.1
Международная миротворческая деятельность

Вооруженных Сил РФ. /Лек/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.2
Нормы международного гуманитарного права  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.3
Предназначение и состав Вооруженных Сил РФ. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э2

8
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.4
Основное содержание военной службы /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.5
Воинские уставы, воинская дисциплина и военная присяга /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.6
Государственные и военные символы

Вооруженных Сил РФ /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

10
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.7
Военно-профессиональная ориентация и подготовка специалиста для службы   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.8
Медицинское освидетельствование и

медицинское обследование граждан,

призываемых на военную службу /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.9
Виды подготовки: физическая, строевая, огневая,

тактическая /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

10
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.10
Современные виды вооружения и боевой техники /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.11
Высокоточные оружия современного поколения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.12
Лазерное, инфразвуковое оружие, оружие электромагнитного импульса, психотропное оружие /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

12
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.13
Основы безопасности военной службы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.14
Меры профилактики заболеваний в период прохождения военной службы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.15
Способы защиты  в военное время. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

10
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
2.16
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

8 семестр

1. Основные понятия национальной безопасности и их правовое определение.

2. Задачи обеспечения национальной безопасности

3. Взаимозависимость безопасности страны, общества, государства, личности.

4. Понятие «угроза», «опасность». Классификации угроз.

5. Типы систем обеспечения национальной безопасности.

6. Основные компоненты культуры национальной безопасности человека.

7. Силы и средства обеспечения национальной безопасности РФ.

8. Общественная система безопасности

9. Основные принципы национальной безопасности и ее обеспечения

10. Объекты и субъекты национальной безопасности

11. Разграничение компетенций и полномочий органов власти в области национальной безопасности

12. Организационная структура национальной безопасности Российской Федерации.

13. Понятие суверенитета и территориальной целостности страны.

14. Цели национальной безопасности и ее обеспечения

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
15. Основные функции и виды национальной безопасности

16. Переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии.

17. Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций как центральный элемент стабильной системы международных отношений.

18. Обострение противоречий между государствами в результате глобализационных процессов.

19. Вероятность решения возникающих проблем с применением военной силы в условиях конкурентной борьбы за ресурсы.

20. Вооруженные конфликты, превентивные меры.

21. Внешние и внутренние проблемы безопасности.

22. Основные задачи Совета Безопасности Российской Федерации.

23. Федеральные законы в области обеспечения национальной безопасности

24. Сущность Закона РФ «О безопасности».

25. Виды военной безопасности и их правовая характеристика.

26.Понятие и содержание военной безопасности

27. Понятие Военной доктрины России.

28. Военная доктрина РФ. Основные внешние и внутренние угрозы военной безопасности.

29. Терроризм и национальная безопасность России

30.Военные аспекты международной безопасности.

31.Предназначение и состав Вооруженных Сил РФ.

32.Классификация современных войн.

33.Основное содержание военных реформ в России.

34.Основные задачи Вооруженных Сил.

35.Назначение, задачи и состав родов войск.

36.Источники военной опасности.

37.Задачи государства в области обеспечения военной безопасности.

38.Военное законодательство России по обороне.

39.Учебно-боевая подготовка.

40.Специальные обязанности и права военнослужащих.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов с презентациями

8 семестр

1.Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

2.Права, обязанности и ответственность военнослужащих.

3.Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок в части.

4.Несение службы суточным нарядом.

5.Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

6.Понятие о воинской дисциплине.

7.Поощрения, применяемые к военнослужащим, как важное средство укрепления воинской дисциплины. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их наложения.

8.Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.

9.Организация караульной службы. Права и обязанности должностных лиц караула.

10.Порядок отдания воинских почестей.

11. Общая характеристика национальной безопасности и основные политико-правовые документы обеспечения национальной безопасности.

12. Национальные интересы России и стратегические национальные приоритеты.

13. Развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики как стратегический национальный интерес.

14. Обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации.

15. Национальная оборона, государственная и общественная безопасность как основные приоритеты национальной безопасности Российской Федерации.

16. Система обеспечения национальной безопасности.

17. Стратегические цели совершенствования национальной обороны и военная безопасность.

18. Юридическая ответственность военнослужащих.  

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бушуев С.А., Гребеник В.В., Кривцов О.Ф.
Новая парадигма экономической и военной безопасности России. Онтологические и методологические основы формирования.:  Научная монография. /Бушуев С.А., Гребеник В.В., Кривцов О.Ф.- http://www.iprbookshop.ru/82184.html
Международная академия оценки и консалтинга, Ай Пи Эр Медиа, 2019
 
Л1.2
Кардашова, И. Б. 
Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05903-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/410728
Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Евсеев В.О.
Безопасность жизнедеятельности : учебник для бакалавров / В. О. Евсеев, В. В. Кастерин, Т. А. Коржинек [и др.]. — 2-е изд. — М. : Дашков и К, 2019. — 453 c. — ISBN 978-5-394-03216-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85210.html 
Дашков и К, 2019
 
Л2.2
С. М. Пунжин
Химическое оружие и международное право : [Электронный ресурс] : монография.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16812.html    
М. : Волтерс Клувер, 2009
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Векленко П.В
Человек в опасной ситуации [Электронный ресурс]: : учебное пособие/ Векленко П.В.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омская академия МВД России, 2010.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36111.html.— ЭБС «IPRbooks»
Омск: Омская академия МВД России, 2010
 
Л3.2
Основы военной службы [Электронный ресурс]Ч. 1: История создания вооруженных сил. Общевоинские уставы : информационно-метод. пособие. – В 3 ч. 
Премьер-УчФильм, 2011
 
Л3.3
Основы военной службы [Электронный ресурс]: Ч. 2: Строевая, тактическая, огневая подготовки. Топография.: информационно-метод. пособие
Премьер-УчФильм, 2011
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство обороны Российской Федерации-http://mil.ru/
 
Э2
Вооружение России и мира -http://oruzhie.info/
 
Э3
Официальный интернет-сайт Совета безопасности Российской Федерации - http://www.scrf.gov.ru/ 
 
Э4
Официальный интернет-сайт Национального антитеррористического комитета - http://www.nak.fsb.ru/ 
 
Э5
Официальный интернет-сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации - http://www.fsb.ru/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
  Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.