«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
История и Обществознание
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна
особенности целеполагания и планирования проекта;
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
правовые нормы в сфере реализации проекта;
основы деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации;
выразительные средства языка для свободного владения государственным языком и культурой речи;
национальные и социокультурные особенности обучающихся;
принципы планирования и проведения урока иностранного языка с учетом национальных и социокультурных особенностей обучающихся;
средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности на уроке иностранного языка;
условия безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
санитарно-гигиенические нормы, соответствующие возрастным особенностями обучающихся;
правила оказания первой помощи, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики;
приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
ИКТ-технологии;
особенности организации образовательного процесса;
основные и дополнительные образовательные программы;
особенности организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
образовательные требования к результатам обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенным профилям подготовки;
диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
психофизиологические, возрастные, познавательные особенности обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;
основы урочной и внеурочной деятельности в соответствии с предметной областью согласно освоенным профилям подготовки;
методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.
принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта;
реализовывать проект в соответствии с правовыми нормами достижения поставленной цели;
применять способы решения задач в рамках цели проекта;
осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации с учетом национальных и социокультурных особенностей;
выстраивать взаимодействие с обучающимися на уроке иностранного языка с учетом национальных и социокультурных особенностей обучающихся;
демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, включая мировые религии, философские и этические учения;
применять средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;
вести образовательный процесс с соблюдением условий безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
оказывать первую помощь, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
применять нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики;
анализировать нормативно-правовые акты в сфере образования и применять их в профессиональной деятельности с учетом норм профессиональной этики;
применять ИКТ-технологии в образовательном процессе;
разрабатывать отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ (цели, планируемые результаты, содержание, организационно-методический инструментарий, диагностические средства оценки результативности обучения), в том числе с использованием ИКТ;
реализовывать основные и дополнительные образовательные программы; организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
ставить цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
реализовывать образовательные требования к результатам обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенным профилям подготовки;
применять диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
реализовывать основные и дополнительные образовательные программы; организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
ставить цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
использовать приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
вести образовательный процесс с учетом психофизиологических, возрастных, познавательных особенностей обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;
реализовывать урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенным профилям подготовки;
применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.
применять принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
навыками работы с нормативно-правовой документацией.
навыками ведения деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации с учетом национальных и социокультурных особенностей;
навыками конструктивного взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции;
навыками взаимодействия с участниками образовательного процесса с учетом их национальных и социокультурных особенностей.
средствами и методами физической культуры, необходимых для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности в урочное и внеурочное время.
навыками ведения образовательного процесса с соблюдением условий безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
навыками применения норм профессиональной этики и нормативно-правовых актов в сфере образования;
этическими и правовыми нормами и способами их реализации в условиях профессиональной деятельности.
навыками применения ИКТ-технологии в образовательном процессе;
технологиями реализации основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
навыками реализации основных и дополнительных образовательных программ; навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
навыками постановки целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
навыками применения диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся.
навыками реализации основных и дополнительных образовательных программ; навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
навыками постановки целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
навыками использования приемов мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; навыками реализации образовательных требований к результатам обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенным профилям подготовки;
навыками применения диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
навыками ведения образовательного процесса с учетом психофизиологических, возрастных, познавательных особенностей обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;
навыками реализации урочной и внеурочной деятельности в соответствии с предметной областью согласно освоенным профилям подготовки;
навыками применения методов анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.
навыками применения принципов работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка /РукПр/
Повторение теоретического материала /Ср/
Ознакомление с руководством и педагогическим составом школы.
Ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов истории и обществознания, с режимом работы школы.
Знакомство с классом, с учителями истории и обществознания, с классным руководителем прикрепленного класса.
Знакомство с классом, наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеучебных мероприятиях.
Наблюдение уроков истории и обществознания разных типов и видов на уровне основного общего образования.
Изучение и анализ основной образовательной программы ООО и учебных программ по предметам «История
Планирование, разработка и проведение уроков разной типологии по учебным предметам «История России. Всеобщая история», «Обществознание» в средних классах ООО с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, в том числе использование на уроках возможностей информационной среды образовательного учреждения.
Оказание помощи учителю в подготовке дидактического и наглядного материала к урокам, ИКТ.
Изучение и анализ плана воспитательной работы в классе и школе.
Оз¬накомление с планом внеучебной работы в среднем звене (уровень основного общего образования) по истории и обществознанию.
Разработка и проведение внеучебных мероприятий по истории и обществознанию.
Индивидуальная работа с обучающимися по предметам «История России. Всеобщая история» и «Обществознание», в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Рефлексивная деятельность (анализ и самоанализ).
Участие в организации и проведении общешкольных мероприятий.
Выполнение индивидуального задания. /Ср/
подготовка отчета по итогам практики /Ср/
Проведение отчетной конференции по итогам практики.
Защита отчета по практике /РукПр/
По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.
Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:
1. Титульный лист.
2. Рабочий график (план) проведения практики.
3. Индивидуальное задание обучающегося.
Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.
4. Результаты выполненного индивидуального задания:
4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.
4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.
4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.
Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.
Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.
Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.
Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.
По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:
5 (отлично) - зачтено;
4 (хорошо) - зачтено;
3 (удовлетворительно) - зачтено;
2 (неудовлетворительно) – не зачтено.
(этапы)
Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка
Повторение теоретического материала
Ознакомление с руководством и педагогическим составом школы.
Ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов истории и обществознания, с режимом работы школы.
Знакомство с классом, с учителями истории и обществознания, с классным руководителем прикрепленного класса.
Знакомство с классом, наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеучебных мероприятиях.
Наблюдение уроков истории и обществознания разных типов и видов на уровне основного общего образования.
Изучение и анализ основной образовательной программы ООО и учебных программ по предметам «История России. Всеобщая история» (5-9 классы) и «Обществознание» (5-9 классы).
Планирование, разработка и проведение уроков разной типологии по учебным предметам «История России. Всеобщая история», «Обществознание» в средних классах ООО с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, в том числе использование на уроках возможностей информационной среды образовательного учреждения.
Оказание помощи учителю в
Изучение и анализ плана воспитательной работы в классе и школе.
Оз¬накомление с планом внеучебной работы в среднем звене (уровень основного общего образования) по истории и обществознанию.
Разработка и проведение внеучебных мероприятий по истории и обществознанию.
Индивидуальная работа с обучающимися по предметам «История России. Всеобщая история» и «Обществознание», в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Рефлексивная деятельность (анализ и самоанализ).
Участие в организации и проведении общешкольных мероприятий.
Выполнение индивидуального задания.
подготовка отчета по итогам практики
Подведение итогов практики.
Проведение отчетной конференции по итогам практики.
Защита отчета по практике
промежуточная аттестация
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.
Обучающийся, проходящий практику, должен:
На организационном этапе:
присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;
прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
получить индивидуальное задание.
В период прохождения практики:
ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);
активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;
выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
ежедневно вести дневник практики;
соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
осуществлять взаимодействие с руководителем от профильной организации.
На заключительном этапе:
представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.
Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:
- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;
- ответы обучающегося на вопросы по отчету;
При оценке учитываются:
содержание отчета и доклада обучающегося;
качество ответов на вопросы;
корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.
в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.
Обучающийся имеет право:
на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;
пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;
на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;
на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.
Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;
- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения
При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
При возникновении особых обстоятельств, освоение практики осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.