2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)_Изобразительное искусство и Технология
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Искусств и инновационного дизайна
Учебный план
b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Изобразительное искусство и Технология

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Учебная
Тип практики
практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
3
Продолжительность в часах/неделях
108/2 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

4(2.2)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
3
3
3
3
Контактная работа
3
3
3
3
Сам. работа
105
105
105
105
Итого
108
108
108
108
 
Рабочую программу составил(и):
 
к.п.н. старш.преп.  Батаева Л.А. _________________
 
 
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валеева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Цель практики - формирование у обучающихся необходимых профессиональных компетенций реализуемых в пленэрной живописи и графике с целью подготовки  к преподаванию изобразительного искусства в школе.
Углубление и закрепление теоретических и практических знаний по художественным дисциплинам, полученным в процессе обучения; воспитание у обучающихся  вкуса к творчеству, способности к самостоятельной творческой работе; выработки профессионального мнения и осознанного отношения к изобразительному искусству; приобретение навыков живописи в  естественных условиях природы, в натуральной свето-воздушной среде.
Задачи практики:
-раскрыть художественные и технические задачи изображения натуры в пленэре;
-изучить технологии применения различных графических и живописных техник при изображении природы(карандаш, уголь, сангина, сепия, пастель, акварель, гуашь, темпера, масло и т.д.);
-обучить практическим навыком рисунка и живописи в условиях пленэра(многоплановость, разнообразие: форм, величин, цвета, смена освещения);
-развить навыки изображения с натуры, по памяти, по представлению объектов реальной действительности;
-выполнить живописные этюды и графические зарисовки ландшафта, растительных форм, живой и неживой природы;
-развивать способность воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение – в двухмерном  пространстве на плоскости;
- формировать целостное восприятие натуры с учетом общего тонового  и цветового состояния освещенности (восприятие теплых и холодных  оттенков цвета, зависящих от освещенности, среды, пространственного  удаления);
-уметь отбирать учебно-творческий  материал  для дельнейшей его реализации в различных формах обучения в соответсвии с требованиями ФГОС ОО
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
 
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
- основные графические и живописные приемы работы на пленэре;

- особенности пленэрной живописи при создании композиции на основе графических зарисовок и живописных этюдов;

- последовательность работы над живописным этюдом и графической зарисовкой с натуры, над композицией-картиной;

- закономерности перспективы (линейной, воздушной) и способы передачи пространства в этюде.

Уметь:
- использовать различные графические материалы для выполнения зарисовок;

- передать состояние природы, время суток, особенности ландшафта;

- создавать правдивое и живое воплощение природы в живописи;

- воспринимать натуру в трехмерном пространстве, и изображать ее на плоскости в двухмерном пространстве;

- передавать особенности природы в разное время суток и в условиях различной погоды средствами колорита и техники изображения;

- применять законы и средства композиции для творческого решения замысла, сюжета

Владеть:
- навыками работы различными художественными материалами,

- навыками и приемами быстрого письма на пленэре;

- навыками грамотного изображения многоплановых сюжетов, изображать с натуры объекты окружающей действительности;

- способностью ответственно относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных искусств;

- культурой грамотного оформления графических, живописных работ и экспонирования их на выставке, просмотре.

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Прикладная механика
1
 
Материаловедение и новые материалы
2
 
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
3
 
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
4
 
Бумагопластика
5
 
Введение в профессию
6
 
Перспектива
7
 
Стилизация в живописи и графике
8
 
Цветоведение и колористика
9
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Методика обучения изобразительному искусству
1
 
Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2
 
Пластическая анатомия
3
 
Скульптура
4
 
Декоративное искусство
5
 
Учебная проектно-технологическая практика
6
 
Академическая живопись
7
 
Академический рисунок
8
 
Курсовой проект по дисциплине "Техническое творчество и основы проектирования"
9
 
Мультимедийные технологии в СОШ
10
 
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
11
 
Техническое творчество и основы проектирования
12
 
Анализ и интерпретация произведений искусства
13
 
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
14
 
Инженерная и компьютерная графика
15
 
Мехатроника и робототехника
16
 
Передовые производственные технологии
17
 
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
18
 
Электротехника и электроника
19
 
3-D моделирование и прототипирование
20
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
21
 
Конструирование и моделирование швейных изделий
22
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
23
 
Технология обработки текстильных материалов
24
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный 
 
1.1
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции.

Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами поведения на практике.

Постановка целей и задач выполнения практических заданий; специфики работы акварельными красками и графическими материалами на пленэре. Ознакомление с требованиями к выполнению и оформлению работ; Ознакомление с нормами временем на каждое живописно-графическое задание /РукПр/

4
2
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
2
 
1.2
Изучение режима работы на базе практики;

Работа с Индивидуальным планом и отчетом практики: развитие способности самостоятельно определять траекторию выполнения заданий при работе в пленэре, осваивать методику выполнения художественных работ в пленэре. /Ср/

4
18
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
 
Раздел 2. Основной. Практическая часть работы
 
2.1
Краткосрочные этюды несложных мотивов пейзажа (земля, лес, небо; берег, вода и небо и т. д.) при различном освещении.Материалы: формат А3, акварель, гуашь, кисти белка, синтетика /Ср/
4
2
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.2
Краткосрочные этюды одного и того же пейзажа при различном цветовом состоянии световоздушной среды. формат А4, акварель, гуашь, кисти белка, синтетика /Ср/
4
2
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
 
2.3
Краткосрочные этюды пейзажей в разнообразных условиях общего освещения (задание выполняется в течение всего периода практики, по возможности при различной погоде и в разное время дня). Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика /Ср/
4
6
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
 
2.4
Этюд пейзажа с открытой глубиной пространства и несложным рельефом местности.Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика /Ср/
4
4
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
 
2.5
Этюды и зарисовки деталей рельефа естественного происхождения (обрывы, овраги, скалы, осыпи и т. п.). Материал –  графические материалы, тушь, перо, акварель. /Ср/
4
8
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
 
2.6
одробные зарисовки деревьев и кустарников. Зарисовки и наброски групп  деревьев и лесного массива Материал –  графические материалы, тушь, перо, акварель. /Ср/
4
2
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.7
Этюд экстерьера (изображение сложного экстерьера музея, театра, павильона, учреждения). Этюд пейзажа с ярко выраженной линейной и световоздушной перспективой крупных архитектурных объектов, расположенных ниже и выше горизонта. Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика; цветные карандаши, гелевые ручки, графитный карандаш, ластик /Ср/
4
6
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
 
2.8
Кратковременные этюды животных и птиц (в зоопарке, на ферме или пастбище, на ипподроме и т. д.). Серия из этюдов и набросков.Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика; цветные карандаши, гелевые ручки, графитный карандаш, ластик /Ср/
4
6
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
 
2.9
Изображение с натуры транспортных средств (например, автомобилей, автобусов, трамваев, железнодорожных составов, кораблей, самолетов и т. д.), различных строительных машин и производственной техники. Серия из краткосрочных этюдов, цветных набросков и зарисовок различных материалами.Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика; цветные карандаши, гелевые ручки, графитный карандаш, ластик /Ср/
4
10
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
 
2.10
Изображение одетой фигуры на открытом воздухе. Этюд-набросок и длительный этюд.Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика; цветные карандаши, гелевые ручки, графитный карандаш, ластик /Ср/
4
6
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
 
2.11
Зарисовки и наброски образцов народного творчества (каменная и деревянная домовая резьба, орнаментальные мотивы на предметах национального быта). Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика; цветные карандаши, гелевые ручки, графитный карандаш, ластик /Ср/
4
6
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
 
2.12
Итоговая композиция на основе этюдов и зарисовок с натуры с включением фигуры человека  (типичные образы строителей, рабочих и др. в конкретной трудовой обстановке). Материалы: формат А3, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика; цветные карандаши, гелевые ручки, графитный карандаш, ластик /Ср/
4
4
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 3. Аналитический
 
3.1
Обобщение материалов практики для составления отчета по практике; Оформление живописно-графических работ в паспарту и подготовка к

кафедральному просмотру. Подготовка материалов и письменного отчета и фотоотчета обучающегося по итогам практики; участие в итоговой конференции /Ср/

4
9
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
 
Раздел 4. Заключительный
 
4.1

Оформление документов и портфолио практики

/Ср/

4
16
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2,Л3.3
текущий контроль успеваемости
Э4,Э5,Э6
 
4.2
Подведение итогов прохождение практики и обсуждение результатов практики с руководителем. /РукПр/
4
1
ПК-1.1,ПК-1.2
Л1.1,Л2.1,Л3.2
промежуточная аттестация
Э1,Э2,Э3,Э4,Э6
1
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
Фонд оценочных средств представлен в приложении
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный 
ПК-1.1, ПК-1.2
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции.

Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами поведения на практике.

Постановка целей и задач выполнения практических заданий; специфики работы акварельными красками и графическими материалами на пленэре. Ознакомление с требованиями к выполнению и оформлению работ; Ознакомление с нормами временем на каждое живописно-графическое задание

Изучение режима работы на базе практики;

Работа с Индивидуальным планом и отчетом практики: развитие способности самостоятельно определять траекторию выполнения заданий при работе в пленэре, осваивать методику выполнения художественных работ в пленэре.

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

 
2
Основной. Практическая часть работы
ПК-1.1, ПК-1.2
Краткосрочные этюды несложных мотивов пейзажа (земля, лес, небо; берег, вода и небо и т. д.) при различном освещении.Материалы: формат А3, акварель, гуашь, кисти белка, синтетика

Краткосрочные этюды одного и того же пейзажа при различном цветовом состоянии световоздушной среды. формат А4, акварель, гуашь, кисти белка, синтетика

Краткосрочные этюды пейзажей в разнообразных условиях общего освещения (задание выполняется в течение всего периода практики, по возможности при различной погоде и в разное время дня). Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика

Этюд пейзажа с открытой глубиной пространства и несложным рельефом местности.Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика

Этюды и зарисовки деталей рельефа естественного происхождения (обрывы, овраги, скалы, осыпи и т. п.). Материал –  графические материалы, тушь, перо, акварель.

одробные зарисовки деревьев и кустарников. Зарисовки и наброски групп  деревьев и лесного массива Материал –  графические материалы, тушь, перо, акварель.

Этюд экстерьера (изображение сложного экстерьера музея, театра, павильона, учреждения). Этюд пейзажа с ярко выраженной линейной и световоздушной перспективой крупных архитектурных объектов, расположенных ниже и выше горизонта. Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика; цветные карандаши, гелевые ручки, графитный карандаш, ластик

Кратковременные этюды животных и птиц (в зоопарке, на ферме или пастбище, на ипподроме и т. д.). Серия из этюдов и набросков.Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика; цветные карандаши, гелевые ручки, графитный карандаш, ластик

Изображение с натуры транспортных средств (например, автомобилей, автобусов, трамваев, железнодорожных составов, кораблей, самолетов и т. д.), различных строительных машин и производственной техники. Серия из краткосрочных этюдов, цветных набросков и зарисовок

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

 
различных материалами.Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика; цветные карандаши, гелевые ручки, графитный карандаш, ластик

Изображение одетой фигуры на открытом воздухе. Этюд-набросок и длительный этюд.Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика; цветные карандаши, гелевые ручки, графитный карандаш, ластик

Зарисовки и наброски образцов народного творчества (каменная и деревянная домовая резьба, орнаментальные мотивы на предметах национального быта). Материалы: формат А4, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика; цветные карандаши, гелевые ручки, графитный карандаш, ластик

Итоговая композиция на основе этюдов и зарисовок с натуры с включением фигуры человека  (типичные образы строителей, рабочих и др. в конкретной трудовой обстановке). Материалы: формат А3, акварель, гуашь; кисти белка, синтетика; цветные карандаши, гелевые ручки, графитный карандаш, ластик

 
3
Аналитический
ПК-1.1, ПК-1.2
Обобщение материалов практики для составления отчета по практике; Оформление живописно-графических работ в паспарту и подготовка к

кафедральному просмотру. Подготовка материалов и письменного отчета и фотоотчета обучающегося по итогам практики; участие в итоговой конференции

текущий контроль успеваемости
 
4
Заключительный
ПК-1.1, ПК-1.2

Оформление документов и портфолио практики

Подведение итогов прохождение практики и обсуждение результатов практики с руководителем.

текущий контроль успеваемости

промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Скакова, А. Г.  Рисунок и живопись [Электронный ресурс]:Рисунок и живопись: учебник для вузов / А. Г. Скакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 164 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10876-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456665. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 164 – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/456665 
Л1.1
 
 
Дополнительная литература
 
Жданов, Н.В. Жданов, Н.В. Бионика. Формообразование : учебное пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Уваров, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 217 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08018-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442253 [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов . - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 217 с. – Режим доступа:  https://biblio-online.ru/bcode/442253 
Л2.1
 
Рабинович, М. Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц : учебник для вузов / М. Ц. Рабинович. — 3-е изд., испр. и доп:. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 
Л2.2
 
 
Методические разработки
 
Петрушин, В.И.  Психология художественного творчества [Электронный ресурс]:Психология художественного творчества: учебное пособие : / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 180 с.  — ISBN 978-5-534-11233-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444782. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 395 – Режим доступа: biblio-online.ru/bcode/444782 
Л3.1
 
Коробейников, В. Н.  Академическая живопись: практикум для обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль подготовки «Художественная керамика»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр» [Электронный ресурс]:/ В. Н. Коробейников. —  Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. — 60 c. — ISBN 978-5-8154-0386-4. — Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks»  [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76327.html.. - Кемерово:Кемеровский государственный институт культуры, 2017. - 60 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76327.html 
Л3.2
 
Тютюнова, Ю. М.  Краткосрочные изображения в изобразительном искусстве : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Тютюнова [Электронный ресурс]:. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. -  – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/496668 
Л3.3
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Всероссийский педагогический портал
Э1
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок»
Э2
 
Министерство просвещения Российской Федерации
Э3
 
Российское образование: федеральный образовательный портал
Э4
 
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ"
Э5
 
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э6
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
1-117, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
1-312, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
2
 
 
Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Специфика подготовки по рисунку и живописи пейзажа требует регулярной работы с натуры. Необходимые умения и навыки вырабатываются в результате систематического работы, выполнения длительных студийных этюдов и рисунков и краткосрочных этюдов, набросков и зарисовок.

Программа четко не регламентирует выполнение самостоятельных (домашних) этюдов, рисунков и набросков по времени, а предлагает лишь примерное необходимое количество времени. Студенты сами определяют необходимое количество 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
времени на выполнение конкретного задания, выносимого программой для самостоятельного усвоения. Количество времени, необходимого для выполнения каждого конкретного задания, определяется простотой или сложностью учебных требований к овладению определенными умениями и графическими навыками.

При самостоятельной работе над учебными заданиями студенту необходимо добиваться исчерпывающего решения задач программы обучения. Важно выработать умение вести последовательную аналитическую работу над длительным учебным этюдом и рисунком, с одной стороны, и навыки быстрого, оперативного изображения в работе над краткосрочными этюдами, набросками и зарисовками, с другой.

Учебная работа по рисунку и живописи пейзажа неразрывно связана с практическим освоением теоретических основ графического и живописного изображения – изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории цвета и света, пластической анатомии, знаний о пропорциях человека и животных, закономерностей распределения светотени на объемной форме и др.

Студентам рекомендуется изучать образцы классического наследия, образцы лучших учебных работ по пленэру, выполненных ранее, и методическую литературу по рисунку и живописи пейзажа.

Пейзаж в силу своей многоплановости и значительной удаленности пространственных планов, обилия деталей требует умения целостно видеть, отбирать детали, выявлять главное, существенное в изображаемом мотиве. Необходимо видеть большие пропорциональные отношения в натуре и сравнивать их с аналогичными в рисунке или этюде.

Изучение окружающего мира – это процесс обобщенного видения. Рисующий должен развивать умения отбирать в натуре главное, наиболее характерное и обобщать (или исключать) второстепенные детали. Таким образом, процесс овладения профессиональным мастерством рисовальщика и живописца идет через аналитическое изучение натуры.

Основным принципом учебной работы является последовательное выполнение изображения от общего к частному (детальному) и от частного  к обогащенному деталями общему изображению. Нельзя изображать натуру по частям. Это ведет к неизбежным ошибкам.

Методика работы над длительным рисунком и этюдом должна включать основные этапы, которые имеют строгую последовательность:

1. Выбор точки зрения на натуру.

2. Определение формата и размера бумаги, холста.

3. Создание композиции будущего рисунка, этюда (компоновка).

4. Линейно-конструктивное построение большой формы.

5. Тональное или цветотоновое решение больших масс и отношений и прорисовка деталей.

6. Обобщение и завершение рисунка, этюда.  

Рисунки выполняются, как правило, графитными карандашами на бумаге соответствующего размера. Длительные рисунки могут выполняться на бумаге размером до 1/2 ватманского листа, зарисовки и отдельные задания на линейно-конструктивное построение формы на - 1/4 листа, наброски - на альбомных листах разного формата, цвета  и качества бумаги. Отдельные задания выполняются различными графическими материалами: уголь древесный, уголь прессованный, ретушь, сангина, соус, сепия и др. Важно научиться пользоваться этими подвижными графическими материалами.

Живописные этюды пейзажа выполняются с использованием следующих материалов: бумага, акварель, гуашь; холст, масло. Краткосрочные этюды пейзажа целесообразно выполнять небольшого размера (до 30 см по большой стороне), длительные этюды могут выполняться холсте размером до 50 см по большой стороне.

В самостоятельной работе следует уделить внимание рисованию по памяти, по представлению и воображению, которые лежат в основе педагогического рисования и  развития творческих способностей художников-педагогов.

Работа с натуры по теме «Натюрморт на пленэре» проводится с учетом местных погодных условий. При отсутствии условий для выполнения заданий в запланированное время необходимо продолжить изучение темы «Натюрморт на пленэре» в период выполнения пейзажных этюдов.

Работая над передачей состояния в пленэре необходимо помнить, что освещенный солнцем пейзаж светлее вечернего или утреннего. В серый день не бывает резких различий света и тени. В пленэрной живописи важно уметь выражать состояние освещенности в природе. Пейзажи, написанные в разное время дня и в различную погоду, должны отличаться друг от друга так же как отличаются состояния освещенности утром и вечером, осень, зимой и летом.

Чтобы передать в живописном изображении общее тоновое и цветовое состояние, при построении цветовых отношений этюда с натуры, самое светлое и самое интенсивное по цвету пятно в натуре не надо брать на холсте самой светлой и самой яркой краской. Для достижения пропорциональности тоновых и цветовых отношений необходимо, прежде всего, решить в какой гамме красок следует строить пропорциональные отношения  – в более светлой или более темной - и в каких пределах интенсивности цвета. Насыщенные цвета в природе встречаются очень редко, поэтому для соблюдения правильного тонового и цветового масштаба художники чаще употребляют более сдержанные краски и не полностью используют диапазоны светлых и ярких тонов палитры.

Успех в живописи этюда будет обеспечен, если верно взять тоновые и цветовые отношения земли, неба, воды. Поэтому краткосрочные этюды дают возможность научиться работать отношениями, учитывать при этом состояние освещенности в пейзаже, что является специфической особенностью пленэрной живописи.

К характерным трудностям изучения данной темы в период летней пленэрной практики следует отнести цветовое однообразие окружающей среды, особенно если практика проводится за городом в лесу. Доминирующим цветом травы и деревьев в летнем лесном пейзаже является зеленый. Несмотря на то, что это наиболее доступная глазу область цветового спектра, ее изображение оказывается сложным делом потому, что зеленый цвет больше других маскирует рефлексы неба и соседних предметов, поэтому у начинающих живописцев этюды получаются ядовито-зелеными, без влияния цвета неба и воздушной среды.

Чаще всего существенные недостатки в работе над этюдом появляются так же из-за торопливости и небрежности в запоминании общего цветового тона световоздушной среды, результатом чего становится «ядовитость», пестрота или чернота этюда. Поочередное закрывание и сравнение между собой «спорных» частей этюда позволяет верно оценить характер ошибок, допущенных при определении общего тона. Главная причина учебных ошибок в тоне часто допускается не в процессе непосредственной работы с материалом, а в процессе восприятия натуры. Поэтому важно уже в начале работы с натуры стремиться увидеть цельно все основные объекты или хотя бы несколько из них, наиболее контрастных друг к другу по своей форме и цвету. Каждый тон принято находить не по отдельности (земля, вода, небо), а все тона 

 
одновременно, в определенных отношениях между собой: самый светлый – небо, самый темный – земля, промежуточный между ними – вода. Для этого на палитре по соседству друг с другом стараются найти и сопоставить три группы красок, которые должны различаться между собой пропорционально натуре и вместе с тем объединяться единой цветовой гармонией.

Правдивое изображение пейзажа требует тщательного изучения природы. Поэтому, параллельно с работой над краткосрочными этюдами пейзажа необходимо учиться детально прорабатывать форму отдельных частей пейзажа (например, дерево, цветы, растения, группа облаков и др.). Целесообразно выполнить  несколько кратковременных этюдов с натуры, чтобы научиться изображать характерные особенности пород деревьев, кустарников, трав, лепить цветом форму облаков при разных состояниях погоды.  Параллельно с выполнением живописных заданий необходимо делать наброски и зарисовки и рисунки длительного характера в любой графической технике.

Натурными объектами для этюдов по теме «Архитектурные мотивы» могут быть памятники архитектуры и достопримечательности данной местности. Следует помнить, что в памятных местах нелегко сразу найти выразительное композиционное решение этюда. Определенное время требуется для осмотра архитектурного памятника, чтобы определить его характерные признаки. Однако не надо забывать, что часто обыденные, внешне мало примечательные архитектурные мотивы бывают гораздо выразительнее и интереснее для изображения.

Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

 присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

 прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

 получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

 ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

 соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

 активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

 выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

 ежедневно вести дневник практики;

 соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

 нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

 осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

 представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

 содержание отчета и доклада обучающегося;

 качество ответов на вопросы;

 корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

 в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

 на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

 пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

 на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

 на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в 

 
свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.