2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Социология_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет с оценкой 8
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
104
аудиторные занятия
76
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
44
44
44
44
Итого ауд.
76
76
76
76
Кoнтактная рабoта
76
76
76
76
Сам. работа
104
104
104
104
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р соц.наук,  проф. , Дырин С.П. _________________
 
 
Социология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся компетенций в фокусе социологического видения окружающей действительности, формирование интереса к изучению социальных проблем, социологического воображения, основ научного мировоззрения, особенностей социальной стратификации и социальной мобильности, формирование навыков и умений ориентироваться в особенностях социальных проблем в будущей профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть теоретико-методологические основы развития социологии; формы ее институциализации;
1.4
изложить содержание научных теорий в понимании объекта и предмета социологии;
1.5
раскрыть научно-понятийный аппарат социологии, его роль в концептуализации ее предметной области;
1.6
показать содержание основных направлений социологической теории в том числе теории социальных систем, социальных институтов, социальной структуры и стратификации, теории социальной эволюции, теории личности, теории социального взаимодействия, теории организации, теории девиации и социального контроля и других социологических теорий;
1.7
раскрыть методологию современной социологической теории, специфику исследовательских методов в рамках различных социологических парадигм и направлений;
1.8
раскрыть сущность глобализации социальных процессов в современном мире, возможности социологического осмысления особенностей развития российского общества.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Источниковедение истории зарубежных стран
2.1.2
Источниковедение истории России
2.1.3
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)Архивное дело в практике краеведческой работы
2.1.4
Учебная архивная  практика
2.1.5
Иностранный язык
2.1.6
История мировых  религий
2.1.7
Русский язык и культура речи
2.1.8
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.9
История России XIX века
2.1.10
История средних веков
2.1.11
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.12
Археология
2.1.13
Археология Вятско-Камского края
2.1.14
История древнего мира
2.1.15
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.16
Источниковедение истории зарубежных стран
2.1.17
Археология Вятско-Камского края
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация внеучебной деятельности
2.2.2
Организация дополнительного образования (по второму профилю)Музейное дело в практике культурно-просветительской работы
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Учебная культурно-просветительская  практика
2.2.5
История государственности и права тюркских народов
2.2.6
История мировой культуры
2.2.7
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
2.2.8
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.2.9
Производственная летняя педагогическая  практика
2.2.10
Методика обучения предмету "обществознание"
2.2.11
Новейшая  история стран Европы и Америки
2.2.12
Технологии и средства цифрового обучения
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2.13
Этика и эстетика
2.2.14
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.15
История (история России, всеобщая история)
2.2.16
Культурология
2.2.17
Политология
2.2.18
История государственности и права тюркских народов
2.2.19
Производственная преддипломная практика
2.2.20
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.21
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые категории и понятия социологии;
3.1.2
основные теоретические концепции;
3.1.3
тенденции развития современного общества и отдельных социальных институтов принципы функционирования коллектива;
3.1.4
основные элементы социальной структуры общества;
3.1.5
методики, информацию для применения системного подход для решения поставленных задач
3.1.6
особенности социальных изменений, происходящих в современном обществе, в контексте толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять социологический подход к исследованию и пониманию разнообразных социальных явлений и процессов;
3.2.2
применять социологические понятия и теории для анализа социальных явлений и процессов;
3.2.3
использовать данные конкретных социологических исследований при выборе стратегий взаимодействия с различными социальными группами;
3.2.4
работать в команде, учитывая социальные, этнические, конфессиональные, культурные особенности представителей различных социальных общностей в процессе профессионального взаимодействия в ней, толерантно воспринимать эти различия
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками целостного подхода к анализу социальных процессов;
3.3.2
навыками получения социологической информации из различных типов источников для решения поставленных задач;
3.3.3
приемами взаимодействия с сотрудниками, выполняющими различные профессиональные задачи и обязанности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретическая социология

 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
1.1
Введение в социологию /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э6

2
УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.2
Социология как наука /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.3
Общество как социокультурная система /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.4
Общество:социологический подход /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.5
Социальные институты /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.6
Социальные институты: структура и динамика /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.7
Социальная стратификация и мобильность /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4 Э5 Э6

4
УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.8
Социальное неравенство,стратификация и мобильность /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.9
Социальные общности и группы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.10
Социальные общности и группы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

4
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.11
Социология личности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.12
Социологические теории личности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.13
Социология конфликта /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э6

4
УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.14
Социальные и протестные движения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.15
Гендерные отношения. Семья: типы, финкции, циклы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6

30
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
1.16
Понятие социокультурных изменений.Концепция молернизации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э6

30
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
1.17
Этносоциология /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э6

4
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
 
Раздел 2. Практическая социология 

 
2.1
Социологическое исследование /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
2.2
Качественная и количественная стратегии научного исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
2.3
Методы социологии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
2.4
Программа социологического исследования: структура, характеристика элементов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

44
ОПК-8.1 УК-1.2 УК-5.1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы и задания к зачету

1.Социология как наука.Объект и предмет социологии. Структура социологического знания.

2.Социальные законы. Функции социологии. Связь социологии с другими науками.

3.Предпосылки возникновения социологии. Классический период развития русской социологии:основные этапы, школы, направления.

4.Социология XX в. Современный  этап развития  социологии. Российская социология сегодня.

5.Понятие социологического исследования. Методология, методика, техника, процедура социологического исследования.

6.Этапы социологического исследования: подготовительный, полевой, обработки ин-формации, аналитический.

7.Программа социологического исследования: структура, характеристика элементов.

8.Методы сбора социологической инфор¬мации. Выборочный метод в социологии.

9.Типы и виды выборки. Наблюдение в социологии.

10.Понятие и виды социальных систем.

11.Признаки общества. Типологии обществ в зависимости от типа социальной организации.

12.Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимодействие в обществе.

13.Предпосылки возникновения массовой культуры и ее влияние на современное общество. Культурные универсалии.

14.Интеграция и дезинтеграция в современном мире. Этноцентризм и культурный релятивизм.

15.Проблема толерантности в современном мире.

16.Понятие «социальный институт». Признаки и функции социальных институтов.

17.Основные институты: семья, государство, образование, производство, религия.

18.Условия эффективности функциони¬рования социального института.

19.Тенденции развития основных социальных институтов в современном обществе.

20.Социальная структура, социальная стратификация общества.

21.Основания социальной стратификации. Механизмы расслоения. Мар¬гинальные слои населения.

22.Исторические типы стратификации: рабство, сословия, касты, классы.

23.Критерии стратификации современного общества.

24.Проблема выделения среднего класса. Профиль стратификации и стратификационный профиль.

25.Социальная дистанция. Скорость мобильности. Каналы социальной мобильности. Миграционные процессы.

26.Понятие социальной общности. Виды социальных общностей: этнические, территориаль¬ные, социально-профессиональные, социально-демографические.

27.Понятие социальной группы в социологии. Структура группы.

28.Социальные стереотипы. Первичные и вторичные группы (Ч. Кули). Групповая динамика. Коммуникация в группах. Лидерство в группах.

29.Организация как форма социальной общности.

30.Механизм образования орга¬низаций. Назначение, цели организации. Управление в организациях. Самоуправление.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
31.Типология организа¬ций: административные, общественные, ассоциативные, деловые. Формальные и неформальные организации.

32.Отношения между организациями. Модель бю¬рократии Р. Мертона. Роль бюрократии в организации (М. Вебер).

33.Понятие личности в социологии. Структура личности.

34.Формирование лично¬сти. Социальные типы личности; варианты социальной типологии.

35.Социальный статус и социальные роли личности, процесс реализации ролей. Социализация личности: стадии, формы, агенты. Мотивы и ценностные ориентации личности.

36.Проблема взаимодействия личности и общества.

37.Общественные и личные интересы. Социальный стандарт и проблема индивидуальности.

38.Понятие социального конфликта. Теория конфликта К. Маркса, Г. Зиммеля, Л. Уорда. «Теория конфликта» Р. Дарендорфа. «Функционалистская теория конфликта» Л. Козера.

39.Уровни анализа социального конфликта. Классификация конфликтов. Причины возникновения конфликта. Участники конфликтов.

40.Этапы протекания конфлик¬тов. Способы разрешения конфликтов. Типы последствий социального конфликта.

Задания к зачету:

1. Из курса истории приведите несколько примеров борьбы за передел миира.Дайте их анализ в свете теории социальных конфликтов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Практическое задание

Составьте вопросник и опросите своих знакомых. Выясните, чем различаются взгляды родителей и их детей на одни и те же вещи, сильно ли различаются их предположения и вкусы, оценки одних и тех же ситуаций. Подберите такие ситуации, события, явления или вещи, на которых можно проверить различие во мнениях.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Багдасарьян, Н. Г.  
Социология: учебник и практикум для вузов / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян ; под общей редакцией Н. Г. Багдасарьян. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 448 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02135-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488598
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Кравченко, А. И. 
Социология: учебник и практикум для вузов / А. И. Кравченко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 433 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02557-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488741
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сирота, Н. М.  
Социология: учебное пособие для вузов / Н. М. Сирота, С. А. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08923-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492367
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.2
Исаев, Б. А. 
Социология: учебное пособие для вузов / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08557-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490441
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.3
Шереги, Ф. Э.  
Социология инноваций. Методология и методы исследований: учебное пособие для вузов / В. И. Савинков, П. А. Бакланов ; под редакцией Ф. Э. Шереги. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13420-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497527
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
Э3
Социологические исследования.  - URL:  https://www.isras.ru/socis.html
 
Э4
Сайт ВЦИОМ - URL: https://www.wciom.ru/
 
Э5
Фонд общественного мнения (ФОМ). - URL: ttps://fom.ru
 
Э6
Официальный портал Института социологии РАН. - URL: https://www.isras.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-211 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.