2022-2023_zm44_04_01 ППО_plx_Менеджмент и маркетинг в образовании_Педагогика профессионального образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Менеджмент и маркетинг в образовании
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
115
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
115
115
115
115
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zm44.04.01 ППО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Несмеянова Елена Ивановна _________________
 
 
Менеджмент и маркетинг в образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2020-2021 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор  И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины является формирование у обучающихся системы знаний,умений и навыков, связанных с осуществлением практической деятельности по управлению общеобразовательным учреждением с использованием комплекса методов стратегического и оперативного анализа и инновационных технологий менеджмента
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
систематизировать имеющиеся у обучающихся знания об образовательных системах и образовательных организациях;
1.4
познакомить магистрантов с основными принципами и функциями государственно-общественного управления образованием;
1.5
научить магистрантов анализировать проблемы управления образовательными учреждениями;
1.6
организовать самостоятельную работу обучающихся по изучению теории и практики управления образовательными системами и образовательными организациями с использованием литературы по менеджменту и педагогическому менеджменту;
1.7
развивать профессиональные качества будущих менеджеров и педагогов, их управленческую культуру;
1.8
способствовать становлению, функционированию и развитию обучающихся, взаимодействуя с участниками образовательного процесса и социальными партнерами;
1.9
формировать навыки руководства коллективом, на основе толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий,используя знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач;
1.10
формировать навыки изучения состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять проектирование и управление реализацией учебных программ профессионального образования
 
ПК-2.1: Знает: инновационные подходы и требования к структуре и содержанию учебных программ, алгоритм проектирования программ; инструментарий управления и экспертной оценки содержания программ
 
ПК-2.2: Умеет: определять цели, задачи и специфику учебной программы, проектировать данную программу, организовывать взаимодействие представителей работодателей, руководства образовательной организации и педагогических работников при определении требований к результатам подготовки обучающихся
 
ПК-2.3: Владеет: современными теоретическими и методическими подходами к разработке и реализации учебных программ, приемами управления экспертной деятельностью при проектировании данных программ
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
УК-1.2: Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия педагогического менеджмента;
3.1.2
сущность процесса управления, функции, методы и принципы образовательного менеджмента;
3.1.3
принципы государственной политики в области образования;
3.1.4
международные, федеральные и региональные законодательные документы в области образования, нормативные локальные акты школы, определяющие стратегию развития и жизнедеятельности системы образования;
3.1.5
новые технологии управления образованием, инновации в федеральном и региональном образовании;
3.1.6
формы повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
3.1.7
инновационные технологии менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития образовательной организации;
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.1.8
основы исследования, организации, и оценки управленческого процесса образовательных организаций;
3.1.9
особенности взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами;
3.1.10
основы взаимодействия участников образовательного процесса на основе толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий;
3.1.11
современные проблемы науки и образования;
3.1.12
состояние и потенциал образовательных систем и организаций и их макро- и микроокружение;
3.1.13
комплекс методов стратегического и оперативного анализа
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
самостоятельно подбирать научную и методическую литературу по определенной проблеме и конспектировать ее;
3.2.2
наблюдать, выявлять и оценивать основные результаты управления образовательными системами и образовательными организациями;
3.2.3
анализировать структур школы как социально-педагогической системы;
3.2.4
описывать опыт работы учителей, повышения квалификации, переподготовки и аттестации педагогических работников;
3.2.5
использовать знание современных проблем науки и образования при решении вопросов связанных с развитием образовательных систем и организаций;
3.2.6
взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, на основе толерантного воспринимая социальных, этноконфессиональных и культурных различий;
3.2.7
изучать состояние и потенциал образовательных систем и организаций и их макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
3.2.8
исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития образовательных организаций
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приобрести опыт деятельности в области анализа учебных и реальных педагогических ситуаций, связанных с управлением образовательными системами и образовательными организациями;
3.3.2
навыками использования знаний современных проблем науки и образования при решении задач свзанных с развитием образовательных систем и образовательных организаций;
3.3.3
навыками взаимодействовия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами,
3.3.4
навыками руководства коллективом, на основе толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий участников образовательного процесса;
3.3.5
навыками изучения состояния и потенциала образовательных систем и организаций на основе анализа их макро- и микроокружения, путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
3.3.6
навыками исследования, организации и оценки управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развитияобразовательных систем и организаций.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в образовательный менеджмент

 
1.1
Менеджмент в системе образования, его роль и место /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3

2
ПК-2.1 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
1.2
Стратегия развития учебного заведения в условиях рыночной экономики /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
1.3
Понятие менеджмента образовательных систем и образовательных организаций /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

14
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
 
Раздел 2. Управленческая деятельность в сфере образования 

 
2.1
Государственно-общественная система управления образованием /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 УК-1.2
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
2.2
Управление профессиональными образовательными учреждениями /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

14
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
 
Раздел 3. Основные функции образовательного менеджмента

 
3.1
Принципы, функции и методы управления образовательными учреждениями /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

2
ПК-2.1 УК-1.2
2
0
 
3.2
Новые информационные технологии в управлении образованием /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
3.3
Функционирование образовательного менеджмента как процесс /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
3.4
Государственно-общественная система управления образованием /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
 
Раздел 4. Организационная культура в сфере образования

 
4.1
Педагогический коллектив и методы его сплочения

Педагогический коллектив и особенности его жизнедеятельности /Ср/

Л1.1Л2.1

Э3

14
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
4.2
Принципы управления образовательными системами и образовательными организациями /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
4.3
Информационное обеспечение менеджмента образовательного учреждения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
 
Раздел 5. Службы управления образовательными учреждениями

 
5.1
Педагогический коллектив как объект управления в учебном заведении

Задачи управления в учебном заведении /Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
5.2
Деятельной подход в управленческой деятельности

Функциональные звенья системы управления учебным заведением

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
 
Раздел 6. Управленческая культура руководителя

 
6.1
Объект, предмет, цели и задичи руководства /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
6.2
Культура руководства должностного лица и его ответственность за образовательное учреждение  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

17
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
6.3
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

Вопросы:

1. Основные свойства образовательной системы.

2. Природа и сущность управления.

3. Принципы управления.

4. Аналитическая деятельность руководителя.

5. Стратегическое и тактическое планирование в образовании.

6. Организация как структура и процесс. НОТ в деятельности руководителя.

7. Система внутришкольного контроля.

8. Эффективность управления образовательными системами.

9. Аттестация персонала образовательной организации.

10. Системный подход к управлению.

11. Система управления образованием в РФ.

12. Нормативно-правовая база управления развитием образования.

13. Образовательная организация как система и объект управления.

14. Инновационный процесс в образовательной организации.

15. Имидж образовательного учреждения.

16. Организационная культура образовательного учреждения.

17. Развитие социальных связей образовательной организации.

18. Обучение и развитие персонала образовательной организации

19. Функции лидера в современной образовательной организации

20. Аттестация персонала в современной образовательной организации

21. Межличностные отношения как основа делового общение в педагогическом коллективе

22. Стратегическое управление и управление изменениями в образовательной  организации

23. Современные концепции и программа развития образовательной организации

24.Процессный подход к управлению образовательной организации

25.Контроль в управлении образовательной организацией

26. Управление содержанием образования и образовательным процессом в логике ФГОС

27. Управление воспитательной системой образовательной организации

28. законодательная база функционирования и развития образовательной организацией

29.Правовое положение участников образовательного процесса

30.Основы организации труда в образовательной организации

Задания:

1.Проанализируйте особенности управляющей системы конкретной школы (школы, в которой учились, проходили практику или работаете).

2.Познакомьтесь с содержанием уставов нескольких образовательных организаций различных типов и видов.

3.Определите состав и компоненты системы государственно-общественного управления каждой образовательной организации. Выделите ее субъектов, набор управленческих функций.

4.Изучите функциональные особенности всех субъектов управления ОУ. Выявите связи субординации и координации внутри каждой образовательной системы.

5.Организационную структуру управляющей системы изобразите в виде схемы, модели, называемой органиграммой, где, кроме субъектов, показаны связи между ними: кто кому подчиняется (отношения субординации), кто с кем взаимодействует на равных (отношения координации).

6.Определите типы организационных структур управления каждого ОУ (их иерархическое строение, управленческие связи и отношения, подчиненность и соподчиненность по уровням, звеньям и блокам).

7.Выберите наиболее оптимальный вариант. Обоснуйте свой выбор.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов:

1. Управление как функция сложных систем; управление (менеджмент) как деятельность, процесс.

2. Элементы образовательного менеджмента как системы.

3. Государственно-общественный характер управления образованием – принцип государственной политики в области образования.

4. Структура системы государственно-общественного управления образованием в РФ.

5. Компетенции государственных органов управления образованием.

6. Процессный и системный подходы к технологии управления.

7. Основные функции образовательного менеджмента.

8. Педагогический анализ.

9. Целеполагание и планирование в процессе управления.

10. Организация как структура и функция управления.

11. регулирование и контроль как функции управления.

12. Принципы управления образовательной системой.

13. Принципы государственной политики в области образования.

14. Основные характеристики образовательной системы.

15. Организационная структура образовательного учреждения.

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
16. Организационная структура внутришкольного управления.

17. Организационная культура и организационные ценности школы.

18. Философия и миссия школы.

19. Управленческая культура как совокупность ценностей управления.

20. Инновации во внутришкольном управлении.

21. Личностная культура руководителя образовательного учреждения.

22. Функции и задачи маркетинговой службы в образовательной организации.

23. Управление образованием как социальным институтом.

24. Функции и этапы Public Relations (связи с общественностью), применимые к сфере образования.

25. Исследовательский и программно-целевой подходы к повышению квалификации учителей в школе.

26. Формы повышения квалификации и переподготовки работников школы.

27. Роль аттестации в повышении профессиональной и общей культуры педагогов и руководителей образовательных учреждений.

28. Порядок проведения аттестации педагогических работников в регионе.

29. Организационная культура образовательной организации

30. Управление маркетинговой деятельностью образовательной организации.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Трапицин, С.Ю.
Менеджмент в образовании: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 413 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00364-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433372
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Прохорова, О.Г.
Управление образовательной организацией: воспитательная деятельность: учебное пособие / О. Г. Прохорова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 117 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09765-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428520
Москва: Издательство  Юрайт, 2019
 
Л2.2
Щенников, С.А.
Инновационные процессы в образовании. Тьюторство: в 2 ч. Ч.1: учебное пособие для вузов / С. А. Щенников [и др.] ; под редакцией С. А. Щенникова, А. Г. Теслинова, А. Г. Чернявской. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06308-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434726
Москва: Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Бурняшов, Б.А.
Информационные технологии в менеджменте: Практикум/ Бурняшов Б.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 88 c.— http://www.iprbookshop.ru/33674.html.
Саратов: Вузовское образование,, 2015
 
Л3.2
Кожухар, В.М.
Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: Практикум/ Кожухар В.М.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Дашков и К, 2015.— 198 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5089.html.
Москва: Дашков и К, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Энциклопедия маркетинга. - URL: www.marketing.spb.ru
 
Э2
Бизнес в сетях. - URL:  marketing.al.ru
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.