2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области базовой теоретической и практической подготовки по вопросам организации, содержания, средств воспитания и обучения детей с особенностями развития, имеющих особые образовательные потребности.
1.2
Задачи освоения  дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся целостного представления о специфике современных подходов к проблемам образования детей с ООП;
1.4
формирование представлений о причинах, особенностях и факторах дизонтогенеза;
1.5
формирование представлений об условиях, способствующих коррекции, компенсации и реабилитации детей с особенностями развития;
1.6
формирование умения реализовывать программу индивидуального развития обучающегося (совместно другими специалистами);
1.7
применение метода наблюдения и выявление поведенческих и личностных проблем детей, связанных с особенностями их развития.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Образовательное право
2.1.2
Психолого-педагогический практикум
2.1.3
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.4
История педагогики и образования
2.1.5
Социальная психология
2.1.6
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.7
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.8
Теория обучения
2.1.9
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.10
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.11
Теория и технологии математического развития детей
2.1.12
Теория и технологии экологического развития детей
2.1.13
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.14
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.1.15
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.16
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.17
Педагогика раннего возраста
2.1.18
Теория и технологии физического развития детей
2.1.19
Теория начального математического образования
2.1.20
Противодействие коррупции
2.1.21
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.22
Дошкольная педагогика
2.1.23
История и культура народов Республики Татарстан
2.1.24
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.25
Тренинг педагогического общения
2.1.26
Этнология
2.1.27
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.1.28
Тренинг педагогического общения
2.1.29
Этнология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация дошкольного образования
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.4
Противодействие терроризму и экстремизму
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.5
Теория и технологии литературного развития детей
2.2.6
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.7
Формирование УУД у младших школьников
2.2.8
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.9
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.10
Производственная преддипломная практика
2.2.11
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.12
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.13
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.14
Коммуникативный практикум
2.2.15
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.16
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.17
Технология гуманно-личностного подхода к детям
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
Нормативные показатели психофизического развития детей
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи работы с детьми с ООП.
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
Задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся
 
 
Уметь:
 
Формулировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся
 
 
Владеть:
 
Навыком решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.
 
 
Уметь:
 
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
 
 
Владеть:
 
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.
 
 
 
3.1
Знать:
Нормативные показатели психофизического развития детей

Классификацию нарушений психофизического развития ребенка;

Особенности психического и физического развития ребенка с ООП;

Актуальное состояние и инновационные процессы в сфере специального и инклюзивного образования

Методологию психолого-педагогического сопровождения

Содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с ООП

Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.

Особенности психолого-педагогического взаимодействия

Основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.2
Уметь:
Формулировать основные цели и задачи работы с детьми с ООП.

Анализировать причины возникновения отклонения в освоении возрастных достижений и понимать сущность причин нарушений

Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.

Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.

Планировать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере

Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение

Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства

 
3.3
Владеть:
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

Навыками осуществления образовательного процесса с учетом социальных, психофизических, возрастных и особых образовательных потребностей обучающихся

Способами коррекционно-развивающей деятельности.

Навыками анализа процесса психолого-педагогического сопровождения с учетом параметров образовательной среды

Способами реализации методов психолого-педагогического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;

Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в т.ч. детей с ООП

Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.

Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами);

Средствами просвещения и консультирования специалистов и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с ООП