МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области базовой теоретической и практической подготовки по вопросам организации, содержания, средств воспитания и обучения детей с особенностями развития, имеющих особые образовательные потребности.
Задачи освоения дисциплины:
формирование у обучающихся целостного представления о специфике современных подходов к проблемам образования детей с ООП;
формирование представлений о причинах, особенностях и факторах дизонтогенеза;
формирование представлений об условиях, способствующих коррекции, компенсации и реабилитации детей с особенностями развития;
формирование умения реализовывать программу индивидуального развития обучающегося (совместно другими специалистами);
применение метода наблюдения и выявление поведенческих и личностных проблем детей, связанных с особенностями их развития.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Психолого-педагогический практикум
Возрастная психология и педагогическая психология
История педагогики и образования
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Методики и технологии обучения в области начального образования
Производственная летняя педагогическая практика
Теория и технологии математического развития детей
Теория и технологии экологического развития детей
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Теория и технологии развития речи у детей
Педагогика раннего возраста
Теория и технологии физического развития детей
Теория начального математического образования
Противодействие коррупции
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
История и культура народов Республики Татарстан
Основы профессионально-педагогического общения
Тренинг педагогического общения
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
Тренинг педагогического общения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Организация дошкольного образования
Производственная педагогическая практика
Производственная педагогическая практика в ДОО
Противодействие терроризму и экстремизму
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
Теория и технологии литературного развития детей
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
Формирование УУД у младших школьников
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
Теория и технологии музыкального развития детей
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
Коммуникативный практикум
Психология семьи и семейного воспитания
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Технология гуманно-личностного подхода к детям
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-2: способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
Нормативные показатели психофизического развития детей
Формулировать основные цели и задачи работы с детьми с ООП.
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
Задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся
Формулировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся
Навыком решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.
Нормативные показатели психофизического развития детей
Классификацию нарушений психофизического развития ребенка;
Особенности психического и физического развития ребенка с ООП;
Актуальное состояние и инновационные процессы в сфере специального и инклюзивного образования
Методологию психолого-педагогического сопровождения
Содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с ООП
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.
Особенности психолого-педагогического взаимодействия
Основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
Формулировать основные цели и задачи работы с детьми с ООП.
Анализировать причины возникновения отклонения в освоении возрастных достижений и понимать сущность причин нарушений
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
Планировать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
Навыками осуществления образовательного процесса с учетом социальных, психофизических, возрастных и особых образовательных потребностей обучающихся
Способами коррекционно-развивающей деятельности.
Навыками анализа процесса психолого-педагогического сопровождения с учетом параметров образовательной среды
Способами реализации методов психолого-педагогического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;
Навыками осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в т.ч. детей с ООП
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами);
Средствами просвещения и консультирования специалистов и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с ООП