МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Логопедия (Введение в логопедию)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о детях с речевыми нарушениями, истории становления логопедии, как науки, причинах возникновения речевых нарушений, возможностях и методах коррекции речевых нарушений.
Задачи освоения дисциплины
формировани знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике нарушений звукопроизношения; о характеристике основных форм дислалии по ведущим классификациям;
знакомство обучающихся с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с нарушениями звукопроизношения, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения, психолого- педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями в образовательном процессе;
обеспечение усвоения обучающимися теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения;
приобщение обучающихся к основам профессиональной культуры в организации и построении коррекционно- педагогического процесса логопедического обследования, консультирования и коррекции нарушений звукопроизношения;
стимулирование развития коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.
формирование у обучающихся стремления к совершенствованию профессиональной и информационной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет-ресурсами и т.д.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Логопедия (дислексия, дисграфия)
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
Методика преподавания математики (специальная)
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
Нарушения применения средств общения
Организация работы логопеда в школе
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Курсовая работа по модулю "Организация работы логопеда в школе"
Нарушения речи органического генеза
Преодоление дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи
Производственная педагогическая практика
Производственная практика научно-исследовательская работа
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Онтогенез речевой деятельности
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
Планирование логопедической работы
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Специальная методика развития речи дошкольников
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная практика научно-исследовательская работа
Производственная преддипломная практика
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
Онтогенез речевой деятельности
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-1: готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
Ориентироваться в современных проблемах специального образования
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
профессиональной деятельности
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
Структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере специального образования
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ
Использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
Особенности взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением лиц с ОВЗ
Проводить педагогическую диагностику особенностей семейного воспитания и особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ с ближайшим окружением
Способами планирования психолого-пеадгогического сопровождения
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
Структурные элементы педагогического исследования
Определять направления исследовательской деятельности.
Навыками организации и проведении диагностики
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
основную нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность учителя-логопеда
социальную значимость логопедической коррекции;
научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования лиц с речевыми нарушениями;
этиологию, патогенез, симптоматику нарушений речи;
способы построения индивидуального образовательного маршрута для ребенка с речевым нарушением;
виды нормативно-правовой документации в логопедии;
базовые понятия в области преодоления речевых нарушений у детей и взрослых;
общие сведения об истории, современном состоянии и развитии логопедии в нашей стране и за рубежом;
нормативно-правовые документы и методические материалы, регулирующие деятельность специальных учреждений и групп для детей с речевыми нарушениями, содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с речевыми нарушениями, и должностные обязанности соответствующих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
пользоваться нормативно-правовой документацией в логопедии;
оценивать значимость логопедического воздействия для личности ребенка с нарушением речи;
анализировать и объяснять связь логопедии с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;
проектировать индивидуальный образовательный маршрут.
уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими речевыми нарушения в развитии в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения, с фактами педагогической реальности.
способностью пользоваться нормативно-правовой документации;
осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими речевые нарушения
умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития логопедии;
практическими умениями и навыками делового общения со специалистами специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений;
практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с речевыми нарушениями;
навыками разработки индивидуального образовательного маршрута;
навыком проектирования адаптированных программ для детей с речевыми нарушениями.