2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедия (Введение в логопедию)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Логопедия (Введение в логопедию)
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о детях с речевыми нарушениями, истории становления логопедии, как науки, причинах возникновения речевых нарушений, возможностях и методах коррекции речевых нарушений.
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
формировани знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике нарушений звукопроизношения;  о характеристике основных форм дислалии по ведущим классификациям;
1.4
знакомство обучающихся с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с нарушениями звукопроизношения, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения, психолого- педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями в образовательном процессе;
1.5
обеспечение усвоения обучающимися теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения;
1.6
приобщение обучающихся к основам профессиональной культуры в организации и построении коррекционно- педагогического процесса логопедического обследования, консультирования и коррекции нарушений звукопроизношения;
1.7
стимулирование развития коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.
1.8
формирование у  обучающихся стремления к совершенствованию профессиональной и информационной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет-ресурсами и т.д.
1.9
1.10
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедия (дислексия, дисграфия)
2.2.2
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
2.2.3
Логоритмика
2.2.4
Методика преподавания математики (специальная)
2.2.5
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
2.2.6
Нарушения применения средств общения
2.2.7
Организация работы логопеда в школе
2.2.8
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.2.9
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
2.2.10
Курсовая работа по модулю "Организация работы логопеда в школе"
2.2.11
Логопедия (алалия)
2.2.12
Логопедия (афазия)
2.2.13
Нарушения речи органического генеза
2.2.14
Преодоление дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи
2.2.15
Производственная педагогическая  практика
2.2.16
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.17
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.20
Логопедическая ритмика
2.2.21
Логопедия (Ринолалия)
2.2.22
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.23
Онтогенез речевой деятельности
2.2.24
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.25
Основы генетики
2.2.26
Планирование логопедической работы
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.27
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.28
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.29
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.30
Курсовая работа по модулю 7
2.2.31
Логопедия (Алалия)
2.2.32
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.33
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.34
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.35
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.36
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.37
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.38
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.39
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.40
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.41
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.42
Речевые игры
2.2.43
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.44
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.45
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.46
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.47
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.48
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.49
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.50
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.51
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.52
Производственная преддипломная практика
2.2.53
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.54
Специальная методика преподавания математики
2.2.55
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.56
Основы языкознания
2.2.57
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.2.58
Логопсихология
2.2.59
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.60
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.61
Онтогенез речевой деятельности
2.2.62
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.63
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.64
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
 
 
Уметь:
 
Ориентироваться в современных проблемах специального образования
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
 
Знать:
 
Структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере специального образования

использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ

 
 
Уметь:
 
Использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
Особенности взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением лиц с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Проводить педагогическую диагностику особенностей семейного воспитания и особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ с ближайшим окружением
 
 
Владеть:
 
Способами планирования психолого-пеадгогического сопровождения
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Структурные элементы педагогического исследования
 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности.
 
 
Владеть:
 
Навыками организации и проведении диагностики
 
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1
Знать:
основную нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность учителя-логопеда

социальную значимость логопедической коррекции;

научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования лиц с речевыми нарушениями;

этиологию, патогенез, симптоматику нарушений речи;

способы построения индивидуального образовательного маршрута для ребенка с речевым нарушением;

виды нормативно-правовой документации в логопедии;

базовые понятия в области преодоления речевых нарушений у детей и взрослых;

общие сведения об истории, современном состоянии и развитии логопедии в нашей стране и за рубежом;

нормативно-правовые документы и методические материалы, регулирующие деятельность специальных учреждений и групп для детей с речевыми нарушениями, содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с речевыми нарушениями, и должностные обязанности соответствующих специалистов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
пользоваться нормативно-правовой документацией в логопедии;

оценивать значимость логопедического воздействия для личности ребенка с нарушением речи;

анализировать и объяснять связь логопедии с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;

проектировать индивидуальный образовательный маршрут.

уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими речевыми нарушения в развитии   в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения,  с фактами педагогической реальности.

 
3.3
Владеть:
способностью пользоваться нормативно-правовой документации;

осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими   речевые нарушения  

умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития логопедии;

практическими умениями и навыками делового общения со специалистами специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений;

практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с речевыми нарушениями;

навыками разработки индивидуального образовательного маршрута;

навыком проектирования адаптированных программ для детей с речевыми нарушениями.