2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедия (Дизартрия)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Логопедия (Дизартрия)
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся системных знаний и представлений о детях с дизартрией,причинах ее возникновения, возможностях и методах коррекции этого речевого нарушения.
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
формирование знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике дизартрии;  о характеристике основных форм дизартрии по ведущим классификациям;
1.4
знакомство обучающихся с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с дизартрией, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи при дизартрии;
1.5
обеспечение усвоения обучающимися теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению речевых нарушений при дизартрии;
1.6
приобщение обучающихся к основам профессиональной культуры в организации и построении коррекционно-педагогического процесса логопедического обследования, консультирования и коррекции речевых нарушений;
1.7
стимулирование развития коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.
1.8
формирование у обучающихся стремление к совершенствованию профессиональной и информационной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет-ресурсами и т.д.;
1.9
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и возрастная физиология
2.1.2
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
2.1.3
Ациклические виды спорта
2.1.4
Валеологические основы профессиональной деятельности
2.1.5
Валеология
2.1.6
Основы медицинских знаний
2.1.7
Профессиональная коммуникация
2.1.8
Физическая культура и спорт
2.1.9
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.10
Циклические виды спорта
2.1.11
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.12
Логопедия (Дислалия)
2.1.13
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.14
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.15
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедия (дислексия, дисграфия)
2.2.2
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
2.2.3
Логоритмика
2.2.4
Методика преподавания математики (специальная)
2.2.5
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
2.2.6
Нарушения применения средств общения
2.2.7
Организация работы логопеда в школе
2.2.8
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.2.9
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
2.2.10
Курсовая работа по модулю "Организация работы логопеда в школе"
2.2.11
Логопедия (алалия)
2.2.12
Логопедия (афазия)
2.2.13
Нарушения речи органического генеза
2.2.14
Преодоление дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.15
Производственная педагогическая  практика
2.2.16
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.17
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.20
Логопедическая ритмика
2.2.21
Логопедия (Ринолалия)
2.2.22
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.23
Онтогенез речевой деятельности
2.2.24
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.25
Основы генетики
2.2.26
Планирование логопедической работы
2.2.27
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.28
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.29
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.30
Курсовая работа по модулю 7
2.2.31
Логопедия (Алалия)
2.2.32
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.33
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.34
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.35
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.36
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.37
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.38
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.39
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.40
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.41
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.42
Речевые игры
2.2.43
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.44
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.45
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.46
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.47
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.48
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.49
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.50
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.51
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.52
Производственная преддипломная практика
2.2.53
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.54
Специальная методика преподавания математики
2.2.55
Онтогенез речевой деятельности
2.2.56
Основы генетики
2.2.57
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.58
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.59
Речевые игры
2.2.60
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.61
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.62
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.63
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
 
 
Уметь:
 
Реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями
 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.

 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.
 
 
Уметь:
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений.
 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией.
 
 
Уметь:
 
Подбирать схему  обследования в соответствии с речевым диагнозом.
 
 
Владеть:
 
Навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями.
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Структурные элементы педагогического исследования
 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности.
 
 
Владеть:
 
Навыками организации и проведении диагностики
 
 
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать:
 
Основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми нарушениями.
 
 
Уметь:
 
Оценивать соответствие индивидуального образовательного маршрута обучающегося с речевыми нарушениями, с его возрастными и индивидуальным особенностями
 
 
Владеть:
 
Навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с речевыми нарушениями по заданным характеристикам
 
 
 
3.1
Знать:
научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования лиц с  дизартрией;

этиологию, патогенез, симптоматику нарушений речи при дизартрии;

базовые понятия в области преодоления речевых нарушений у детей с дизартрией;

общие сведения об истории, современном состоянии и развитии учения о дизартрии в нашей стране и за рубежом;

виды коррекционно-образовательных программ, используемых в логопедической работе с детьми с дизартрией;

виды практических пособий, используемых для преодоления дизартрии;

способы планирования и логопедического воздействия при дизартрии;

способы обследования речевых навыков у детей с дизартрией;

специфические закономерности речевых нарушений при дизартрии и способы выявления речевой патологии.

знать нормативно-правовые документы и методические материалы, регулирующие деятельность специальных учреждений и групп для детей с речевыми нарушениями, содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с речевыми нарушениями, и должностные обязанности соответствующих специалистов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2
Уметь:
анализировать и объяснять связь логопедии с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;

уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми с дизартрией,

соотносить знания о логопедической работе по преодолению дизартрии   в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения, - с фактами педагогической реальности;

использовать коррекционно-образовательные программы для преодоления дизартрии;

пользоваться специальными пособиями в логопедическом воздействии при преодолении дизартрии;

планировать логопедическое воздействие в логопедической работе с детьми с дизартрией;

проводить диагностику речевых навыков у детей с дизартрией

пользоваться способами сравнения и анализа полученных данных при диагностике речевых нарушений у детей с дизартрией.

 
3.3
Владеть:
практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с детьми с дизартрией;

практическими умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития учения о дизартрии;

практическими умениями и навыками делового общения со специалистами специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений;

практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с речевыми нарушениями;

навыком составления коррекционно-образовательных программ по преодолению дизартрии;

навыками создания специальных средств для преодоления дизартрии;

навыками планирования логопедического воздействия при дизартрии;

навыками диагностики речевых нарушений при дизартрии;

навыками анализа и интерпретации результатов, полученных при диагностике речевых нарушений у детей с дизартрией.