2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедия (Ринолалия)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Логопедия (Ринолалия)
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
115
115
115
115
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о детях с ринолалией, причинах возникновения этого речевого нарушения, возможностях и методах коррекции речевых нарушений при ринолалии.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике ринолалии;  о характеристике основных видов ринолалии по ведущим классификациям;
1.4
знакомство обучающихся с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования детей с ринолалией, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи при ринолалии;
1.5
обеспечение усвоения студентами теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи при ринолалии;
1.6
приобщение обучающихся к основам профессиональной культуры в организации и построении коррекционно-педагогического процесса логопедического обследования, консультирования и коррекции нарушений речи при ринолалии;
1.7
стимулирование развития коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.
1.8
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и возрастная физиология
2.1.2
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
2.1.3
Ациклические виды спорта
2.1.4
Валеологические основы профессиональной деятельности
2.1.5
Валеология
2.1.6
Основы медицинских знаний
2.1.7
Профессиональная коммуникация
2.1.8
Физическая культура и спорт
2.1.9
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.10
Циклические виды спорта
2.1.11
Логопедия (Дизартрия)
2.1.12
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.13
Логопсихология
2.1.14
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.15
Основы языкознания
2.1.16
Техника речи
2.1.17
Формы логопедической работы
2.1.18
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.19
Логопедия (Дислалия)
2.1.20
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.21
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.22
Основы языкознания
2.1.23
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.24
Логопсихология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедия (дислексия, дисграфия)
2.2.2
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
2.2.3
Логоритмика
2.2.4
Методика преподавания математики (специальная)
2.2.5
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.6
Нарушения применения средств общения
2.2.7
Организация работы логопеда в школе
2.2.8
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.2.9
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
2.2.10
Курсовая работа по модулю "Организация работы логопеда в школе"
2.2.11
Логопедия (алалия)
2.2.12
Логопедия (афазия)
2.2.13
Нарушения речи органического генеза
2.2.14
Преодоление дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи
2.2.15
Производственная педагогическая  практика
2.2.16
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.17
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.20
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.21
Курсовая работа по модулю 7
2.2.22
Логопедия (Алалия)
2.2.23
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.24
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.25
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.26
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.27
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.28
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.29
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.30
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.31
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.32
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.33
Речевые игры
2.2.34
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.35
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.36
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.37
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.38
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.39
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.40
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.41
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.42
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.43
Производственная преддипломная практика
2.2.44
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.45
Специальная методика преподавания математики
2.2.46
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.47
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.48
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.49
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.50
Речевые игры
2.2.51
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.52
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей
 
 
Уметь:
 
Реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями
 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации
 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков
 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений
 
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией
 
 
Уметь:
 
Подбирать диагностику обследования в соответствии с речевым диагнозом
 
 
Владеть:
 
Навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Структурные элементы педагогического исследования
 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыками организации и проведении диагностики
 
 
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать:
 
Основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми нарушениями
 
 
Уметь:
 
Оценивать соответствие индивидуального образовательного маршрута обучающегося с речевыми нарушениями, с его возрастными и индивидуальным особенностями
 
 
Владеть:
 
Навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с речевыми нарушениями по заданным характеристикам
 
 
 
3.1
Знать:
научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования детей с ринолалией;

этиологию, патогенез, симптоматику нарушений речи (ринолалии)

базовые понятия в области преодоления речевых нарушений, связанных с ринолалией  у детей;

общие сведения об истории, современном состоянии и развитии  вопроса о ринолалии в нашей стране и за рубежом;

знать нормативно-правовые документы и методические материалы, регулирующие деятельность специальных учреждений и групп для детей с ринолалией, содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с ринолалией, и должностные обязанности соответствующих специалистов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
анализировать и объяснять связь логопедии с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;

уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми с ринолалией,

соотносить знания о логопедической работе по преодолению нарушений при ринолалии   в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения,  с фактами педагогической реальности;

использовать коррекционно-образовательные программы для преодоления ринолалии;

пользоваться специальными пособиями в логопедическом воздействии при преодолении ринолалии;

планировать логопедическое воздействие в логопедической работе с детьми с ринолалии;

проводить диагностику речевых навыков у детей с ринолалией

пользоваться способами сравнения и анализа полученных данных при диагностике речевых нарушений у детей с ринолалией.

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3
Владеть:
практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с детьми с ринолалией;

практическими умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития учения о ринолалии;

практическими умениями и навыками делового общения со специалистами специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений;

практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с речевыми нарушениями (Ринолалией);

навыком составления коррекционно-образовательных программ по преодолению ринолалии;

навыками создания специальных средств для преодоления ринолалии;

навыками планирования логопедического воздействия при ринолалии;

навыками диагностики речевых нарушений при ринолалии;

навыками анализа и интерпретации результатов, полученных при диагностике речевых нарушений у детей с ринолалией.