2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедия (Темпо-ритмические нарушения_ Заикание_ Фонетико-фонетические нарушения)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
115
115
115
115
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о детях с темпо-ритмическими нарушениями речи, причинах возникновения этих речевых нарушений, возможностях и методах их коррекции.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Формирование знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике нарушений темпо-ритмической стороны речи;
1.4
знакомство обучающихся с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с заиканием, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно- логопедической работы по преодолению нарушений темпо-ритмических нарушений речи;
1.5
обеспечение усвоения обучающимися теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений темпо-ритмической стороны речи.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология
2.1.2
Невропатология
2.1.3
Общая психология
2.1.4
Специальная психология
2.1.5
Теории обучения и воспитания
2.1.6
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.7
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.8
Литература с основами литературоведения
2.1.9
Общая педагогика
2.1.10
Современный русский язык
2.1.11
Специальная педагогика
2.1.12
Логопедия (Дизартрия)
2.1.13
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.14
Логопсихология
2.1.15
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.16
Основы языкознания
2.1.17
Техника речи
2.1.18
Формы логопедической работы
2.1.19
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.20
Логопедия (Дислалия)
2.1.21
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.22
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.23
Основы языкознания
2.1.24
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.25
Логопсихология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.2
Психолингвистика
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.5
Курсовая работа по модулю 7
2.2.6
Логопедия (Алалия)
2.2.7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.8
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.9
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.10
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.11
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.13
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.15
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.16
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.17
Речевые игры
2.2.18
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.19
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.20
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.21
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.22
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.23
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.24
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.25
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.26
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.27
Производственная преддипломная практика
2.2.28
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.29
Специальная методика преподавания математики
2.2.30
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.31
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.32
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.33
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.34
Речевые игры
2.2.35
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.36
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей
 
 
Уметь:
 
Реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями
 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики
 
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации
 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков
 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений
 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией
 
 
Уметь:
 
Подбирать диагностику обследования в соответствии с речевым диагнозом
 
 
Владеть:
 
Навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Структурные элементы педагогического исследования
 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыками организации и проведении диагностики
 
 
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать:
 
Основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
нарушениями
 
 
Уметь:
 
Оценивать соответствие индивидуального образовательного маршрута обучающегося с речевыми нарушениями, с его возрастными и индивидуальным особенностями
 
 
Владеть:
 
Навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с речевыми нарушениями по заданным характеристикам
 
 
 
3.1
Знать:
научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования детей с темпо-ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;

этиологию, патогенез, симптоматику нарушений речи при  темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушениях речи;

базовые понятия в области преодоления речевых нарушений у детей с темпо-ритмическими, фонетико- фонематическими нарушениями речи;

общие сведения об истории, современном состоянии и развитии учения о темпо-ритмических, фонетико- фонематических нарушениях речи в нашей стране и за рубежом;

виды коррекционно-образовательных программ, используемых в логопедической работе с детьми с темпо- ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;

виды практических пособий, используемых для преодоления темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушений речи;

способы планирования и логопедического воздействия при темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушениях речи;

способы обследования речевых навыков у детей с темпо-ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;

специфические закономерности речевых нарушений при темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушениях речи и способы выявления речевой патологии.

знать нормативно-правовые документы и методические материалы, регулирующие деятельность специальных учреждений и групп для детей с речевыми нарушениями, содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с темпо-ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи, и должностные обязанности соответствующих специалистов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
анализировать и объяснять связь логопедии с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;

уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми с темпо-ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;

соотносить знания о логопедической работе по преодолению темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушений речи; в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения,  с фактами педагогической реальности;

использовать коррекционно-образовательные программы для преодоления темпо-ритмических, фонетико- фонематических нарушений речи;

пользоваться специальными пособиями в логопедическом воздействии при преодолении темпо-ритмических, фонетико-фонематическими нарушений речи;;

планировать логопедическое воздействие в логопедической работе с детьми с темпо-ритмическими, фонетико- фонематическими нарушениями речи;

проводить диагностику речевых навыков у детей с темпо-ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;

пользоваться способами сравнения и анализа полученных данных при диагностике речевых нарушений у детей с темпо-ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3
Владеть:
практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с детьми с темпо-ритмическими, фонетико- фонематическими нарушениями речи;

практическими умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития учения о темпо-ритмических, фонетико-фонематических  нарушениях речи;

практическими умениями и навыками делового общения со специалистами специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений;

практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с речевыми нарушениями (темпо-ритмическими, фонетико- фонематическими нарушениями речи);

навыком составления коррекционно-образовательных программ по преодолению темпо-ритмических, фонетико- фонематических нарушени речи;

навыками создания специальных средств для преодоления темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушений речи;

навыками планирования логопедического воздействия при темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушениях речи;

навыками диагностики речевых нарушений при темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушениях речи;;

навыками анализа и интерпретации результатов, полученных при диагностике речевых нарушений у детей с темпо -ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;.