МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о детях с темпо-ритмическими нарушениями речи, причинах возникновения этих речевых нарушений, возможностях и методах их коррекции.
Задачи освоения дисциплины:
Формирование знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике нарушений темпо-ритмической стороны речи;
знакомство обучающихся с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с заиканием, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно- логопедической работы по преодолению нарушений темпо-ритмических нарушений речи;
обеспечение усвоения обучающимися теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений темпо-ритмической стороны речи.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Теории обучения и воспитания
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Возрастная физиология и психофизиология
Литература с основами литературоведения
Логопедия (Нарушения голоса)
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
Формы логопедической работы
Логопедия (Введение в логопедию)
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Физиология ВНД и сенсорных систем
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Специальная методика развития речи дошкольников
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная практика научно-исследовательская работа
Производственная преддипломная практика
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
Основные направления логопедического воздействия, применяемые в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей
Реализовывать коррекционно- логопедические программы обучения детей с речевыми нарушениями
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития коррекционной педагогики
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией
Подбирать диагностику обследования в соответствии с речевым диагнозом
Навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
Структурные элементы педагогического исследования
Определять направления исследовательской деятельности
Навыками организации и проведении диагностики
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
Основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Оценивать соответствие индивидуального образовательного маршрута обучающегося с речевыми нарушениями, с его возрастными и индивидуальным особенностями
Навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с речевыми нарушениями по заданным характеристикам
научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования детей с темпо-ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;
этиологию, патогенез, симптоматику нарушений речи при темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушениях речи;
базовые понятия в области преодоления речевых нарушений у детей с темпо-ритмическими, фонетико- фонематическими нарушениями речи;
общие сведения об истории, современном состоянии и развитии учения о темпо-ритмических, фонетико- фонематических нарушениях речи в нашей стране и за рубежом;
виды коррекционно-образовательных программ, используемых в логопедической работе с детьми с темпо- ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;
виды практических пособий, используемых для преодоления темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушений речи;
способы планирования и логопедического воздействия при темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушениях речи;
способы обследования речевых навыков у детей с темпо-ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;
специфические закономерности речевых нарушений при темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушениях речи и способы выявления речевой патологии.
знать нормативно-правовые документы и методические материалы, регулирующие деятельность специальных учреждений и групп для детей с речевыми нарушениями, содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с темпо-ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи, и должностные обязанности соответствующих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
анализировать и объяснять связь логопедии с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;
уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми с темпо-ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;
соотносить знания о логопедической работе по преодолению темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушений речи; в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения, с фактами педагогической реальности;
использовать коррекционно-образовательные программы для преодоления темпо-ритмических, фонетико- фонематических нарушений речи;
пользоваться специальными пособиями в логопедическом воздействии при преодолении темпо-ритмических, фонетико-фонематическими нарушений речи;;
планировать логопедическое воздействие в логопедической работе с детьми с темпо-ритмическими, фонетико- фонематическими нарушениями речи;
проводить диагностику речевых навыков у детей с темпо-ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;
пользоваться способами сравнения и анализа полученных данных при диагностике речевых нарушений у детей с темпо-ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с детьми с темпо-ритмическими, фонетико- фонематическими нарушениями речи;
практическими умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития учения о темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушениях речи;
практическими умениями и навыками делового общения со специалистами специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений;
практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с речевыми нарушениями (темпо-ритмическими, фонетико- фонематическими нарушениями речи);
навыком составления коррекционно-образовательных программ по преодолению темпо-ритмических, фонетико- фонематических нарушени речи;
навыками создания специальных средств для преодоления темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушений речи;
навыками планирования логопедического воздействия при темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушениях речи;
навыками диагностики речевых нарушений при темпо-ритмических, фонетико-фонематических нарушениях речи;;
навыками анализа и интерпретации результатов, полученных при диагностике речевых нарушений у детей с темпо -ритмическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;.