2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедия (Алалия)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Логопедия (Алалия)
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о тяжелых системных нарушениях речи, причинах возникновения этих речевых нарушений, возможностях и методах их коррекции.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике системных нарушений речи у детей с алалией;
1.4
знакомство с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с речевыми нарушениями, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению системного нарушения речи;
1.5
обеспечение усвоения теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей с алалией.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Логопедия (дислексия, дисграфия)
2.1.2
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
2.1.3
Логоритмика
2.1.4
Методика преподавания математики (специальная)
2.1.5
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
2.1.6
Нарушения применения средств общения
2.1.7
Проектирование образовательных программ
2.1.8
Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
2.1.9
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.1.10
Клинические основы дефектологии
2.1.11
Логопедия (дизартрия)
2.1.12
Логопедия (нарушения голоса)
2.1.13
Логопедия (ринолалия)
2.1.14
Нарушения фонационного и звукопроизносительного оформления речи
2.1.15
Практикум по обследованию моторных функций
2.1.16
Практикум по постановке голоса и выразительности речи
2.1.17
Технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.18
Анатомия и возрастная физиология
2.1.19
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
2.1.20
Ациклические виды спорта
2.1.21
Валеологические основы профессиональной деятельности
2.1.22
Валеология
2.1.23
Введение в профессиональную деятельность
2.1.24
Основы медицинских знаний
2.1.25
Практикум по обследованию речи
2.1.26
Профессиональная коммуникация
2.1.27
Система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.28
Теоретические и методологические основы логопедии
2.1.29
Тренинг коммуникативной компетентности
2.1.30
Учебная ознакомительная практика
2.1.31
Физическая культура и спорт
2.1.32
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.33
Циклические виды спорта
2.1.34
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.35
Логопедическая ритмика
2.1.36
Логопедические технологии
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.37
Логопедия (Ринолалия)
2.1.38
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.39
Онтогенез речевой деятельности
2.1.40
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.1.41
Основы генетики
2.1.42
Планирование логопедической работы
2.1.43
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.44
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.45
Логопедия (Дизартрия)
2.1.46
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.47
Логопсихология
2.1.48
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.49
Основы языкознания
2.1.50
Техника речи
2.1.51
Формы логопедической работы
2.1.52
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.53
Логопедия (Дислалия)
2.1.54
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.55
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.56
Основы языкознания
2.1.57
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.58
Основы генетики
2.1.59
Логопсихология
2.1.60
Онтогенез речевой деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.2
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.3
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.7
Специальная методика преподавания математики
2.2.8
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ;
 
 
Уметь:
 
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии;
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Знать:
 
основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
 
 
Уметь:
 
реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями;
 
 
Владеть:
 
представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики;
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
 
Уметь:
 
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
 
Владеть:
 
основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды;
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации;
 
 
Уметь:
 
использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности;
 
 
Владеть:
 
навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения;
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков;
 
 
Уметь:
 
применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ;
 
 
Владеть:
 
навыками анализа основных характеристик речевых нарушений;
 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
виды речевых нарушений в соответствии с классификацией;
 
 
Уметь:
 
подбирать схему обследования в соответствии с речевым диагнозом;
 
 
Владеть:
 
навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями;
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
структурные элементы педагогического исследования;
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Уметь:
 
определять направления исследовательской деятельности;
 
 
Владеть:
 
навыками организации и проведении диагностики;
 
 
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать:
 
основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми; нарушениями;
 
 
Уметь:
 
оценивать соответствие индивидуального образовательного маршрута обучающегося с речевыми; нарушениями, с его возрастными и индивидуальным особенностями;
 
 
Владеть:
 
навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с речевыми нарушениями по заданным характеристикам;
 
 
 
3.1
Знать:
особенности взаимодействия с участниками психолого-медико-педагогического консилиума(психолог, психиатр, логопед, педиатр и др.)

особенности взаимодействия со специалистами, участвующими в образовательном процессе при преодолении речевых нарушений у детей с алалией.

особенности выявления и оказания помощи детям с сенсорной и моторной алалией.

основные стратегии конструктивных отношений со всеми участниками образовательных отношений (воспитатели групп, психолог,узкие специалисты).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
проводить психолого-медико-педагогический консилиум, с участием других специалистов (психолог, психиатр, логопед, педиатр и др.)с целью выявления речевого нарушения (алалии)

осуществлять взаимодействие со специалистами, участвующими в образовательном процессе при обучении детей с алалией.

выявлять нарушения при различных формах алалии и оказывать помощь детям с данным речевым наршуением.

осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного процесса (родители или лица их заменяющие,воспитатели групп, психолог,узкие специалисы). 

 
3.3
Владеть:
навыками проведения психолого-медико-педагогического консилиума, с участием других специалистов (психолог, психиатр, логопед, педиатр и др.)

навыками взаимодействия со специалистами, участвующими в образовательном процессе при преодолении речевых нарушений у детей с алалией.

навыками выявления нарушения при различных формах алалии и оказывать помощь детям с данным речевым наршуением;

навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми с системным недоразвитием речи, родителями, воспитателями, психологом, узкими специалистами).