МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о тяжелых системных нарушениях речи, причинах возникновения этих речевых нарушений, возможностях и методах их коррекции.
Задачи освоения дисциплины:
формирование знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике системных нарушений речи у детей с алалией;
знакомство с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с речевыми нарушениями, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению системного нарушения речи;
обеспечение усвоения теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей с алалией.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Логопедия (дислексия, дисграфия)
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
Методика преподавания математики (специальная)
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
Нарушения применения средств общения
Проектирование образовательных программ
Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
Клинические основы дефектологии
Логопедия (нарушения голоса)
Нарушения фонационного и звукопроизносительного оформления речи
Практикум по обследованию моторных функций
Практикум по постановке голоса и выразительности речи
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Анатомия и возрастная физиология
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Валеологические основы профессиональной деятельности
Введение в профессиональную деятельность
Основы медицинских знаний
Практикум по обследованию речи
Профессиональная коммуникация
Система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Теоретические и методологические основы логопедии
Тренинг коммуникативной компетентности
Учебная ознакомительная практика
Физическая культура и спорт
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
Логопедические технологии
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Онтогенез речевой деятельности
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
Планирование логопедической работы
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Логопедия (Нарушения голоса)
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
Формы логопедической работы
Логопедия (Введение в логопедию)
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Физиология ВНД и сенсорных систем
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Онтогенез речевой деятельности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная практика научно-исследовательская работа
Производственная преддипломная практика
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ;
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии;
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
основные направления логопедического воздействия, применяемые в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
реализовывать коррекционно- логопедические программы обучения детей с речевыми нарушениями;
представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития коррекционной педагогики;
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды;
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации;
использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности;
навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения;
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков;
применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ;
навыками анализа основных характеристик речевых нарушений;
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
виды речевых нарушений в соответствии с классификацией;
подбирать схему обследования в соответствии с речевым диагнозом;
навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями;
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
структурные элементы педагогического исследования;
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
определять направления исследовательской деятельности;
навыками организации и проведении диагностики;
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми; нарушениями;
оценивать соответствие индивидуального образовательного маршрута обучающегося с речевыми; нарушениями, с его возрастными и индивидуальным особенностями;
навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с речевыми нарушениями по заданным характеристикам;
особенности взаимодействия с участниками психолого-медико-педагогического консилиума(психолог, психиатр, логопед, педиатр и др.)
особенности взаимодействия со специалистами, участвующими в образовательном процессе при преодолении речевых нарушений у детей с алалией.
особенности выявления и оказания помощи детям с сенсорной и моторной алалией.
основные стратегии конструктивных отношений со всеми участниками образовательных отношений (воспитатели групп, психолог,узкие специалисты).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
проводить психолого-медико-педагогический консилиум, с участием других специалистов (психолог, психиатр, логопед, педиатр и др.)с целью выявления речевого нарушения (алалии)
осуществлять взаимодействие со специалистами, участвующими в образовательном процессе при обучении детей с алалией.
выявлять нарушения при различных формах алалии и оказывать помощь детям с данным речевым наршуением.
осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного процесса (родители или лица их заменяющие,воспитатели групп, психолог,узкие специалисы).
навыками проведения психолого-медико-педагогического консилиума, с участием других специалистов (психолог, психиатр, логопед, педиатр и др.)
навыками взаимодействия со специалистами, участвующими в образовательном процессе при преодолении речевых нарушений у детей с алалией.
навыками выявления нарушения при различных формах алалии и оказывать помощь детям с данным речевым наршуением;
навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми с системным недоразвитием речи, родителями, воспитателями, психологом, узкими специалистами).