2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедия (Афазия_ Общее недоразвитие речи)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
137
137
137
137
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о системных нарушениях речи, причинах возникновения этих речевых нарушений, возможностях и методах их коррекции.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике системных нарушений речи;
1.4
знакомство студентов с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с афазией, общим недоразвитием речи с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению системного нарушения речи;
1.5
обеспечение усвоения студентами теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению афазии и общего недоразвития речи.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.2
Курсовая работа по модулю 6
2.1.3
Логопедическая ритмика
2.1.4
Логопедические технологии
2.1.5
Логопедия (Ринолалия)
2.1.6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.7
Онтогенез речевой деятельности
2.1.8
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.1.9
Основы генетики
2.1.10
Планирование логопедической работы
2.1.11
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.12
Психопатология
2.1.13
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.14
Возрастная психология
2.1.15
Логопедия (Дизартрия)
2.1.16
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.17
Логопсихология
2.1.18
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.19
Невропатология
2.1.20
Общая психология
2.1.21
Основы языкознания
2.1.22
Специальная психология
2.1.23
Теории обучения и воспитания
2.1.24
Техника речи
2.1.25
Формы логопедической работы
2.1.26
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.27
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.28
Литература с основами литературоведения
2.1.29
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.30
Логопедия (Дислалия)
2.1.31
Общая педагогика
2.1.32
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.33
Современный русский язык
2.1.34
Специальная педагогика
2.1.35
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.36
Основы языкознания
2.1.37
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.38
Основы генетики
2.1.39
Логопсихология
2.1.40
Онтогенез речевой деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.2
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.3
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.7
Специальная методика преподавания математики
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.9
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
 
 
Уметь:
 
Реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями
 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
нарушения и возможности их компенсации.
 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.
 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений
 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией.
 
 
Уметь:
 
Подбирать схему обследования в соответствии с речевым диагнозом.
 
 
Владеть:
 
Навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями.
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Структурные элементы педагогического исследования
 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности.
 
 
Владеть:
 
Навыками организации и проведении диагностики,
 
 
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать:
 
Основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми нарушениями
 
 
Уметь:
 
Оценивать соответствие индивидуального образовательного маршрута обучающегося с речевыми нарушениями, с его возрастными и индивидуальным особенностями
 
 
Владеть:
 
Навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с речевыми нарушениями по заданным характеристикам
 
 
 
3.1
Знать:
научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования лиц с афазией, ОНР;

этиологию, патогенез, симптоматику нарушений речи при афазии и ОНР;

базовые понятия в области преодоления речевых нарушений у детей и взрослых с афазией и ОНР;;

общие сведения об истории, современном состоянии и развитии учения о афазии в нашей стране и за рубежом;

знать нормативно-правовые документы и методические материалы, регулирующие деятельность специальных учреждений и групп для детей с ОНР, содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с ОНР, и должностные обязанности соответствующих специалистов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2
Уметь:
анализировать и объяснять связь логопедии с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;

уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими речевые нарушения в развитии  в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения, с фактами педагогической реальности.

 
3.3
Владеть:
практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими   речевые нарушения (афазию, ОНР);

практическими умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития логопедии,  учения о афазии, общем недоразвитии речи;

практическими умениями и навыками делового общения со специалистами специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений;

практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с общим недоразвитием речи, лиц с афазией..