МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Специальная методика развития речи дошкольников
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области применения различных методик развития речи дошкольников с нарушениями речи.
Задачи освоения дисциплины:
формирование у обучающихся представлений о различных методиках развития речи у дошкольников;
знакомство обучающихся с содержанием методик по развитию речи у дошкольников,
формирование у обучающихся умения применения методик по развитию речи дошкольников с ОНР,
формирование у обучающихся практического навыка планирования работы по развитию речи у детей с речевыми нарушениями;
формирование у обучающихся практических навыков анализа проводимой логопедической работы по развитию речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Онтогенез речевой деятельности
Планирование логопедической работы
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Логопедия (Нарушения голоса)
Формы логопедической работы
Введение в логопедическую специальность
Коммуникативный практикум
Психолого-педагогический практикум
Физиология ВНД и сенсорных систем
Онтогенез речевой деятельности
Коммуникативный практикум
Психолого-педагогический практикум
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
основные направления логопедического воздействия, применяемые в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
реализовывать коррекционно- логопедические программы обучения детей с речевыми нарушениями
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
развития коррекционной педагогики
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией, формы логопедического воздействия.
Планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ.
Навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности.
принципы, научные направления, коррекционно-методические подходы к организации и проведению логопедической работы по развитию речи с детьми, имеющими разные формы речевой патологии;
современные угрозы жизнедеятельности человека и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности;
морфофункциональные особенности организма в норме и у лиц с речевыми нарушениями;
общие сведения о различных коррекционно - образовательных программах;
принципы, научные направления, коррекционно-методические подходы к организации и проведению логопедической работы с детьми, имеющими разные формы речевой патологии; теоретические положения логопедии и смежных областей знаний, определяющих содержание и методику логопедической работы с детьми с ОНР, ФФН, заиканием,
теоретические положения логопедии и смежных областей знаний, определяющих содержание и методику логопедической работы с детьми с ОНР, ФФН, заиканием;
общие сведения о различных коррекционно – образовательных программах, применяемых в работе с детьми с речевыми нарушениями;
методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);
основные направления и перспективы развития педагогической науки.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
производить перспективное проектирование развития речи на основе учета структуры дефекта;
разрабатывать планы-конспекты фронтальных занятий по развитию речи с детьми;
анализировать модели фронтальных занятий по развитию речи, определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с речевыми нарушениями;
анализировать и выбирать наиболее эффективные коррекционно – образовательные программы по развитию речи с учетом личностно- ориентированного и индивидуально дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями;
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль педагогического процесса образовательных учреждений.
методикой отбора методических приемов и средств коррекции речи детей, обоснования выбора и систематизации этих средств, с точки зрения их методической целесообразности;
методикой оценки результатов занятий, проводимых по разработанным моделям;
навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и использование полученной информации для логопедического заключения, планирования дальнейшей коррекционной работы;
практическими умениями и навыками эффективного использования образовательных программ в коррекционном процессе, подбора наиболее экономного и эффективного пути развития речи ребенка;
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
методами анализа, оценивания и прогнозирования современных образовательных процессов.
осуществления образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
навыком выбора коррекционно – образовательных программ в зависимости от вида речевого нарушения на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья;
организации коррекционно – образовательной среды логопедического кабинета и использования подготовленных дидактических пособий для преодоления речевых нарушений у дошкольников;