2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Специальная методика развития речи дошкольников_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Специальная методика развития речи дошкольников
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
2
2
6
6
Лабораторные
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
4
4
16
16
20
20
Кoнтактная рабoта
4
4
16
16
20
20
Сам. работа
32
32
47
47
79
79
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области применения различных методик развития речи дошкольников с нарушениями речи.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся представлений о различных методиках развития речи у дошкольников;
1.4
знакомство обучающихся с содержанием методик по развитию речи у дошкольников,
1.5
формирование у обучающихся умения применения методик по развитию речи дошкольников с ОНР,
1.6
формирование у обучающихся практического навыка планирования работы по развитию речи у детей с речевыми нарушениями;
1.7
формирование у обучающихся практических навыков анализа  проводимой логопедической работы по развитию речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общая педагогика
2.1.2
Специальная педагогика
2.1.3
2.1.4
Логопедическая ритмика
2.1.5
Логопедические технологии
2.1.6
Логопедия (Ринолалия)
2.1.7
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.8
Онтогенез речевой деятельности
2.1.9
Планирование логопедической работы
2.1.10
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.12
Логопедия (Дизартрия)
2.1.13
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.14
Формы логопедической работы
2.1.15
Введение в логопедическую специальность
2.1.16
Коммуникативный практикум
2.1.17
Логопедия (Дислалия)
2.1.18
Психолого-педагогический практикум
2.1.19
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.20
Онтогенез речевой деятельности
2.1.21
Коммуникативный практикум
2.1.22
Психолого-педагогический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;

 
 
Уметь:
 
реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями

 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
развития  коррекционной педагогики

 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности

 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.

 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности

 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.

 
 
 
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией, формы логопедического воздействия.

 
 
Уметь:
 
Планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ.

 
 
Владеть:
 
Навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности.

 
 
 
3.1
Знать:
принципы, научные направления, коррекционно-методические подходы к организации и проведению логопедической работы по развитию речи с детьми, имеющими разные формы речевой патологии;

современные угрозы жизнедеятельности человека и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности;

морфофункциональные особенности организма в норме и у лиц с речевыми нарушениями;

общие сведения о различных коррекционно - образовательных программах;

принципы, научные направления, коррекционно-методические подходы к организации и проведению логопедической работы с детьми, имеющими разные формы речевой патологии; теоретические положения логопедии и смежных областей знаний, определяющих содержание и методику логопедической работы с детьми с ОНР, ФФН,  заиканием,

теоретические положения логопедии и смежных областей знаний, определяющих содержание и методику логопедической работы с детьми с ОНР, ФФН, заиканием;

общие сведения о различных коррекционно – образовательных программах, применяемых в работе с детьми с речевыми нарушениями;

методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);

основные направления и перспективы развития педагогической науки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2
Уметь:
производить перспективное проектирование развития речи  на основе учета структуры дефекта;

разрабатывать планы-конспекты фронтальных занятий по развитию речи с детьми;

анализировать модели фронтальных  занятий по развитию речи, определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с речевыми нарушениями;

анализировать и выбирать наиболее эффективные коррекционно – образовательные программы по развитию речи с учетом личностно- ориентированного и индивидуально дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями;

создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль педагогического процесса образовательных учреждений.

 
3.3
Владеть:
методикой отбора методических приемов и средств коррекции речи детей, обоснования выбора и систематизации этих средств, с точки зрения их методической целесообразности;

методикой оценки результатов занятий, проводимых по разработанным моделям;

навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и использование полученной информации для логопедического заключения, планирования   дальнейшей коррекционной   работы;

практическими умениями и навыками эффективного использования образовательных программ в коррекционном процессе, подбора наиболее экономного и эффективного пути развития речи ребенка;

способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;

методами анализа, оценивания и прогнозирования современных образовательных процессов.

осуществления образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

навыком выбора коррекционно – образовательных программ в зависимости от вида речевого нарушения на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья;

организации коррекционно – образовательной среды логопедического кабинета и использования подготовленных дидактических пособий для преодоления речевых нарушений у дошкольников;