2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Специальная методика преподавания математики_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Специальная методика преподавания математики
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Лабораторные
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
75
75
75
75
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессионального мышления, систематизация, расширение и углубление имеющихся знаний о своеобразии психического развития детей с различными формами речевой патологии и методах коррекционно-развивающего обучения, ориентированных на личность ребенка и своеобразие познавательной и речевой деятельности учащихся с различной структурой нарушения.
1.2
Задачи  освоения дисциплины:
1.3
определить образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие возможности данной учебной дисциплины в структуре общих задач социального развития и адаптации;
1.4
охарактеризовать специфические трудности усвоения математических понятий, знаний и умений, характерные для детей с различной структурой нарушения речевой деятельности;
1.5
раскрыть содержание начального обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи;
1.6
сформировать общие методические подходы и конкретные педагогические умения, необходимые учителю-логопеду для осуществления учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы в соответствующих формах организации деятельности учащихся (урок, внеклассные мероприятия, индивидуальные, коррекционные занятия и т.д.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.1.2
Курсовая работа по модулю 7
2.1.3
Логопедия (Алалия)
2.1.4
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.1.5
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.1.6
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.1.7
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.8
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.1.9
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.10
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.1.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.1.12
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.13
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.1.14
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.15
Речевые игры
2.1.16
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
2.1.17
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.1.18
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.19
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.1.20
Логопедическая ритмика
2.1.21
Логопедические технологии
2.1.22
Логопедия (Ринолалия)
2.1.23
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.24
Онтогенез речевой деятельности
2.1.25
Основы школьной гигиены
2.1.26
Планирование логопедической работы
2.1.27
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.28
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.29
Логопедия (Дизартрия)
2.1.30
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.31
Формы логопедической работы
2.1.32
Введение в логопедическую специальность
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.33
Коммуникативный практикум
2.1.34
Логопедия (Дислалия)
2.1.35
Общая педагогика
2.1.36
Психолого-педагогический практикум
2.1.37
Специальная педагогика
2.1.38
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.39
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.1.40
Курсовая работа по модулю 7
2.1.41
Логопедия (Алалия)
2.1.42
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.1.43
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.1.44
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.45
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.1.46
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.1.47
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.48
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.1.49
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.1.50
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.51
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.1.52
Логопедическая ритмика
2.1.53
Логопедические технологии
2.1.54
Логопедия (Ринолалия)
2.1.55
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.56
Планирование логопедической работы
2.1.57
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.58
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.59
Логопедия (Дизартрия)
2.1.60
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.61
Формы логопедической работы
2.1.62
Введение в логопедическую специальность
2.1.63
Логопедия (Дислалия)
2.1.64
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.65
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.1.66
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.1.67
Психолого-педагогический практикум
2.1.68
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.1.69
Онтогенез речевой деятельности
2.1.70
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.1.71
Речевые игры
2.1.72
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.73
Коммуникативный практикум
2.1.74
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
 
 
Уметь:
 
Реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями
 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики;
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса ;
 
 
Уметь:
 
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности 
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.
 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности 
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
 
 
 
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией, формы логопедического воздействия.
 
 
Уметь:
 
Планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ.
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности.  
 
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1
Знать:
Основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;

Формы логопедического воздействия и  особенности коррекционно-образовательных программ;

Содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода;

Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

Основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;

Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации;

Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности;

Виды планов и программ логопедического воздействия;

Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией, формы логопедического воздействия;

Способы обучения, формы организации всей системы обучения, учебной деятельности детей, организации текущей работы обучаемых групп;

Типы логопедических занятий с точки зрения дидактической классификации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
Реализовывать коррекционно-логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями;

Выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи;

Разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития;

Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности;

Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей;

Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия;

Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности;

Соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка;

Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии;

Планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ;

Реализовывать учебную деятельность с учетом уровня речевого нарушения; анализировать цели, содержание, методы и средства обучения;

Проводить все типы и формы занятий; анализировать уровень усвоения знаний детьми и качество собственной профессиональной деятельности. 

 
3.3
Владеть:
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики;

Практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ;

Навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи;

Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды;

Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам,

Различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды;

Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

Навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах;

Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения;

Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса;

Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день;

Навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности;

Навыком ведения образовательно-коррекционной деятельности и оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

Опытом проектирования и ведения коррекционно-образовательной деятельности с получением конкретного метапредметного и предметного результата средствами специфических логопедических технологий.