МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Специальная методика преподавания математики
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование у обучающихся профессионального мышления, систематизация, расширение и углубление имеющихся знаний о своеобразии психического развития детей с различными формами речевой патологии и методах коррекционно-развивающего обучения, ориентированных на личность ребенка и своеобразие познавательной и речевой деятельности учащихся с различной структурой нарушения.
Задачи освоения дисциплины:
определить образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие возможности данной учебной дисциплины в структуре общих задач социального развития и адаптации;
охарактеризовать специфические трудности усвоения математических понятий, знаний и умений, характерные для детей с различной структурой нарушения речевой деятельности;
раскрыть содержание начального обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи;
сформировать общие методические подходы и конкретные педагогические умения, необходимые учителю-логопеду для осуществления учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы в соответствующих формах организации деятельности учащихся (урок, внеклассные мероприятия, индивидуальные, коррекционные занятия и т.д.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Противодействие терроризму и экстремизму
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Онтогенез речевой деятельности
Планирование логопедической работы
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Логопедия (Нарушения голоса)
Формы логопедической работы
Введение в логопедическую специальность
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Коммуникативный практикум
Психолого-педагогический практикум
Физиология ВНД и сенсорных систем
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Противодействие терроризму и экстремизму
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Планирование логопедической работы
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Логопедия (Нарушения голоса)
Формы логопедической работы
Введение в логопедическую специальность
Физиология ВНД и сенсорных систем
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
Психолого-педагогический практикум
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Онтогенез речевой деятельности
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Коммуникативный практикум
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
Основные направления логопедического воздействия, применяемые в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
Реализовывать коррекционно- логопедические программы обучения детей с речевыми нарушениями
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития коррекционной педагогики;
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса ;
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией, формы логопедического воздействия.
Планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ.
Навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности.
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Основные направления логопедического воздействия, применяемые в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
Формы логопедического воздействия и особенности коррекционно-образовательных программ;
Содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом принципа системности и дифференцированного подхода;
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;
Основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации;
Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности;
Виды планов и программ логопедического воздействия;
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией, формы логопедического воздействия;
Способы обучения, формы организации всей системы обучения, учебной деятельности детей, организации текущей работы обучаемых групп;
Типы логопедических занятий с точки зрения дидактической классификации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Реализовывать коррекционно-логопедические программы обучения детей с речевыми нарушениями;
Выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи;
Разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития;
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности;
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей;
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия;
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности;
Соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка;
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии;
Планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ;
Реализовывать учебную деятельность с учетом уровня речевого нарушения; анализировать цели, содержание, методы и средства обучения;
Проводить все типы и формы занятий; анализировать уровень усвоения знаний детьми и качество собственной профессиональной деятельности.
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития коррекционной педагогики;
Практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ;
Навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи;
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды;
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам,
Различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды;
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;
Навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах;
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения;
Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса;
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день;
Навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности;
Навыком ведения образовательно-коррекционной деятельности и оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
Опытом проектирования и ведения коррекционно-образовательной деятельности с получением конкретного метапредметного и предметного результата средствами специфических логопедических технологий.