МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Географии, биологии и методик их преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: формирование системных знаний о функциональном состоянии слуховых, речевых и зрительных систем с целью адекватного выбора методов медико-педагогической коррекции и компенсации нарушений.
Задачи освоения дисциплины:
формирование у обучающихся теоретических знаний по анатомии и физиологии органов слуха, зрения и речи;
ознакомление обучающихся с методами исследования слуха, зрения и речи в детском возрасте;
ознакомление с системой профилактических мероприятий по борьбе с глухотой и расстройствами речи, а также с профилактикой близорукости и дальнозоркости у детей.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Логопедия (нарушения голоса)
Логопедия (дислексия, дисграфия)
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
Практикум по обследованию моторных функций
Практикум по постановке голоса и выразительности речи
Производственная практика (технологическая (проектно-технологическая)) (по модулю Нарушения фонационного и звукопроизносительного оформления речи)
Методика преподавания математики (специальная)
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
Нарушения применения средств общения
Организация работы логопеда в школе
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Курсовая работа по модулю "Организация работы логопеда в школе"
Нарушения речи органического генеза
Преодоление дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Производственная педагогическая практика
Производственная практика научно-исследовательская работа
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.3: умеет взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
ОПК-3.4: умеет соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
анатомо-физиологическую номенклатуру по дисциплине;
общие закономерности строения и функционирования слуховой, зрительной и речевой систем;
современные методы исследования слуха, зрения и речевой функции;
основные морфо - функциональные нарушения, лежащие в основе развития патологии органов слуха, речи и зрения, причины этих нарушений, принципы и методы их профилактики, коррекции и компенсации;
основы диагностики нарушений слуха, зрения и речевой функции;
правила безопасности жизнедеятельности для детей с нарушениями слуха, речи и зрения.
пользоваться анатомическими муляжами и таблицами для определения различных структур слуховой, зрительной и речевой систем;
исследовать самыми простыми способами слух, речь и зрение ребенка;
предположительно диагностировать имеющуюся патологию для дополнительного обследования ребенка;
оказывать первую доврачебную помощь при острой патологии органов речи, слуха и зрения.
исследования слуха с помощью шепотной, разговорной речи и камертонами;
исследования зрения с помощью специальных таблиц;
выполнения некоторых простейших лечебных процедур, используемых в отоларингологии и офтальмологии.
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx