2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Анатомия_ физиология_ патология органов слуха_ речи и зрения_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системных знаний о функциональном состоянии слуховых, речевых и зрительных систем с целью адекватного выбора методов медико-педагогической коррекции и компенсации нарушений.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у  обучащихся теоретических знаний по анатомии и физиологии органов слуха, зрения и речи;
1.4
ознакомление обучащихся  с методами исследования слуха, зрения и  речи в детском возрасте;
1.5
ознакомление  с  системой  профилактических  мероприятий  по  борьбе  с глухотой и расстройствами речи, а также с профилактикой близорукости и дальнозоркости у детей
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология
2.2.2
История
2.2.3
Логопедические технологии
2.2.4
Логопедия (Дизартрия)
2.2.5
Логопедия (Нарушения голоса)
2.2.6
Логопсихология
2.2.7
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.2.8
Невропатология
2.2.9
Общая психология
2.2.10
Основы языкознания
2.2.11
Специальная психология
2.2.12
Теории обучения и воспитания
2.2.13
Техника речи
2.2.14
Формы логопедической работы
2.2.15
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.16
Концепции современного естествознания
2.2.17
Курсовая работа по модулю 6
2.2.18
Логопедическая ритмика
2.2.19
Логопедия (Ринолалия)
2.2.20
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.21
Оногенез речевой деятельности
2.2.22
Основы генетики
2.2.23
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.24
Психопатология
2.2.25
Курсовая работа по модулю 7
2.2.26
Логопедия (Алалия)
2.2.27
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.28
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.29
Политология
2.2.30
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.31
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.32
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.33
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.34
Психолингвистика
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.35
Речевые игры
2.2.36
Социология
2.2.37
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.38
Философия
2.2.39
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.40
Онтогенез речевой деятельности
2.2.41
Производственная преддипломная практика
2.2.42
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.43
Логопсихология
2.2.44
Основы языкознания
2.2.45
Онтогенез речевой деятельности
2.2.46
Основы генетики
2.2.47
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.48
Речевые игры
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
Основные  естественнонаучные   понятия и законы,  необходимые  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
Уметь:
 
Находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных  знаний.  
 
 
Владеть:
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
 
 
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Основы  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
Описывать  возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
нормативы сенсорного развития, речевого развтия
 
 
Уметь:
 
проводить психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями органов слуха, речи и зрения
 
 
Владеть:
 
приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений у детей с нарушениями органов слуха, речи и зрения
 
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1
Знать:
анатомо-физиологическую номенклатуру по дисциплине;

общие закономерности строения и функционирования слуховой, зрительной и речевой систем;

современные  методы исследования слуха, зрения и речевой функции;

основные морфо - функциональные нарушения, лежащие в основе развития патологии органов слуха, речи и зрения, причины этих нарушений,  принципы и методы их профилактики, коррекции и компенсации;

основы диагностики нарушений слуха, зрения и речевой функции;

правила безопасности жизнедеятельности для детей с нарушениями слуха, речи и зрения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
пользоваться анатомическими муляжами и таблицами для определения различных структур слуховой, зрительной и речевой систем;

исследовать самыми простыми способами слух, речь и зрение ребенка;

предположительно диагностировать имеющуюся патологию для дополнительного обследования ребенка;

оказывать первую доврачебную  помощь при острой патологии органов речи, слуха и зрения.

 
3.3
Владеть:
методами исследования слуха с помощью шепотной, разговорной речи и камертонами;

методами исследования зрения с помощью специальных таблиц;

навыками выполнения некоторых простейших лечебных процедур, используемых в отоларингологии и офтальмологии.