МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Географии, биологии и методик их преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системных знаний о функциональном состоянии слуховых, речевых и зрительных систем с целью адекватного выбора методов медико-педагогической коррекции и компенсации нарушений.
Задачи освоения дисциплины:
формирование у обучащихся теоретических знаний по анатомии и физиологии органов слуха, зрения и речи;
ознакомление обучащихся с методами исследования слуха, зрения и речи в детском возрасте;
ознакомление с системой профилактических мероприятий по борьбе с глухотой и расстройствами речи, а также с профилактикой близорукости и дальнозоркости у детей
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Логопедические технологии
Логопедия (Нарушения голоса)
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
Теории обучения и воспитания
Формы логопедической работы
Клиника интеллектуальных нарушений
Концепции современного естествознания
Курсовая работа по модулю 6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Оногенез речевой деятельности
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Онтогенез речевой деятельности
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Онтогенез речевой деятельности
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
Основные естественнонаучные понятия и законы, необходимые для ориентирования в современном информационном пространстве
Находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных знаний.
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
Основы возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
Описывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
Навыками анализа возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
нормативы сенсорного развития, речевого развтия
проводить психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями органов слуха, речи и зрения
приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений у детей с нарушениями органов слуха, речи и зрения
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
анатомо-физиологическую номенклатуру по дисциплине;
общие закономерности строения и функционирования слуховой, зрительной и речевой систем;
современные методы исследования слуха, зрения и речевой функции;
основные морфо - функциональные нарушения, лежащие в основе развития патологии органов слуха, речи и зрения, причины этих нарушений, принципы и методы их профилактики, коррекции и компенсации;
основы диагностики нарушений слуха, зрения и речевой функции;
правила безопасности жизнедеятельности для детей с нарушениями слуха, речи и зрения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
пользоваться анатомическими муляжами и таблицами для определения различных структур слуховой, зрительной и речевой систем;
исследовать самыми простыми способами слух, речь и зрение ребенка;
предположительно диагностировать имеющуюся патологию для дополнительного обследования ребенка;
оказывать первую доврачебную помощь при острой патологии органов речи, слуха и зрения.
методами исследования слуха с помощью шепотной, разговорной речи и камертонами;
методами исследования зрения с помощью специальных таблиц;
навыками выполнения некоторых простейших лечебных процедур, используемых в отоларингологии и офтальмологии.