2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Компетентностный подход в обучении русскому языку_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
12
12
12
12
Итого
36
36
36
36
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины "Компетентностный подход в обучении русскому языку" заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к использованию компетентностного подхода в преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить сущность и специфику компетентностного подхода в образовании;
1.4
познакомить обучающихся с основными направлениями реализации компетентностного подхода; рассмотреть содержание и структуру понятий «компетенция» и «компетентность»,
1.5
познакомить с технологиями и инструментарием формирования и оценивания компетенций обучающихся.
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.2
Методика обучения русскому языку
2.1.3
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.4
Теория литературы
2.1.5
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.6
Психолого-педагогический практикум
2.1.7
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.8
История русского литературного языка
2.1.9
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.10
Стилистика
2.1.11
Активные процессы в современном русском языке
2.1.12
Русская диалектология
2.1.13
Социальная психология
2.1.14
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.15
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.16
Общая психология
2.1.17
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.18
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.19
Старославянский язык
2.1.20
Фольклор
2.1.21
Типология текстов
2.1.22
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.23
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.24
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.2
Курсовая работа по литературе
2.2.3
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.4
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.5
Современная зарубежная литература
2.2.6
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.7
Теория и практика русской орфографии
2.2.8
Филологический анализ текста
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.10
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.11
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.12
Производственная преддипломная практика
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.13
Современная русская литература
2.2.14
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.15
Литература русского зарубежья
2.2.16
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.17
Основы этимологического анализа
2.2.18
Функциональная грамматика русского языка
2.2.19
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.20
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.21
Педагогическая риторика
2.2.22
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
 
3.1
Знать:
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса,основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);

критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);

основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2
Уметь:
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса,оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам,проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);

оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);

проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык).

 
3.3
Владеть:
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды;

навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды;

навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды;

навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);

опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык),

опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык).