2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Теоретические и методологические основы логопедии_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Теоретические и методологические основы логопедии
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
121
121
121
121
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций,системных знаний и представлений о детях с речевыми нарушениями, истории становления логопедии, как науки, причинах возникновения речевых нарушений, возможностях и методах коррекции речевых нарушений.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировани знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике нарушений звукопроизношения;  о характеристике основных форм дислалии по ведущим классификациям;
1.4
знакомство студентов с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с нарушениями звукопроизношения, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения;
1.5
обеспечение усвоения обучающимися теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения;
1.6
приобщение обучающихся к основам профессиональной культуры в организации и построении коррекционно- педагогического процесса логопедического обследования, консультирования и коррекции нарушений звукопроизношения;
1.7
стимулирование развития коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.
1.8
формирование у  обучающихся стремления к совершенствованию профессиональной и информационной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет-ресурсами и т.д.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Знания и навыки, полученные на предыдущей ступени образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Гуманитарные основы профессиональной деятельности
2.2.2
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности
2.2.3
Курсовая работа по модулю "Научные исследования в профессиональной деятельности"
2.2.4
Логоритмика
2.2.5
Методика преподавания математики (специальная)
2.2.6
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
2.2.7
Методология и методы научного исследования
2.2.8
Нарушения применения средств общения
2.2.9
Научные исследования в профессиональной деятельности
2.2.10
Организация работы логопеда в школе
2.2.11
Проектирование образовательных программ
2.2.12
Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
2.2.13
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи
2.2.14
Социально-педагогическое проектирование
2.2.15
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.2.16
Философия
2.2.17
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
2.2.18
Курсовая работа по модулю "Организация работы логопеда в школе"
2.2.19
Логопедия (алалия)
2.2.20
Логопедия (афазия)
2.2.21
Нарушения речи органического генеза
2.2.22
Преодоление дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи
2.2.23
Производственная педагогическая  практика
2.2.24
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.25
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
2.2.26
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.27
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.2.28
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.29
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.30
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: знает основы логопедической, психологической и педагогической диагностики
 
ОПК-5.2: знает методы выявления и коррекции трудностей обучающихся в освоении адаптированной образовательной программы
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.3: умеет сотрудничать с участниками образовательных отношений в рамках реализации адаптированных образовательных программ
 
ОПК-7.4: владеет готовностью выстраивать конструктивные отношения со всеми участниками образовательных отношений
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: умеет осуществлять адаптацию и внедрение передового педагогического опыта в профессиональной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков;
3.1.2
средства анализа и коррекции в логопедической деятельности при обучении по адаптированным образовательным программам детей с речевыми нарушениями;
3.1.3
особенности использования психолого-педагогических средств во взаимодействии с участниками образовательных отношений (психологом, воспитателями, узкими специалистами и родителями) при реализации обучения детей с ТНР;
3.1.4
особенности психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе детей с ТНР;
3.1.5
основные способы и методы работы с в современном информационном пространстве с использованием современного передового педагогического опыта при обучении детей с нарушениями речи;
3.1.6
3.1.7
   
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять знания для описания основных характеристик системы речи у детей с речевыми нарушениями;
3.2.2
реализовывать диагностическую и учебную деятельность с учетом уровня речевого нарушения; анализировать цели, содержание, методы и средства обучения детей с речевыми нарушениями;
3.2.3
использовать различные средства коммуникации в разных видах профессиональной деятельности, координировать деятельность социальных партнеров;
3.2.4
выстраивать и реализовывать план работы с педагогами и ближайшим окружением обучающегося с ТНР;
3.2.5
применять передовой опыт, применяемый в логопедии по восстановлению речевой функции детей с ТНР. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками психолого- педагогического исследования всех компонентов речевой системы, психических процессов и физических навыков с учетом возрастных особенностей детей с речевыми нарушениями;
3.3.2
способами диагностики речевых нарушений и ведения образовательно-коррекционной деятельности, оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса при обучении по адаптированной образовательной программе;
3.3.3
способами взаимодействия с участниками образовательных отношений (педагоги ДОО, родители) по вопросам обучения по адаптированным образовательным программам детей с тяжелыми нарушениями речи;
3.3.4
методами педагогического консультирования семей и педагогов, принимающих участие в обучении и воспитании лиц с тяжелыми нарушениями речи;
3.3.5
навыком использования передовых достижений науки и техники в области логопедии для развития различных компонентов речевой системы у детей с тяжелыми нарушениями речи.
 
 
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx