МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Теоретические и методологические основы логопедии
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций,системных знаний и представлений о детях с речевыми нарушениями, истории становления логопедии, как науки, причинах возникновения речевых нарушений, возможностях и методах коррекции речевых нарушений.
Задачи освоения дисциплины:
формировани знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике нарушений звукопроизношения; о характеристике основных форм дислалии по ведущим классификациям;
знакомство студентов с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с нарушениями звукопроизношения, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения;
обеспечение усвоения обучающимися теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения;
приобщение обучающихся к основам профессиональной культуры в организации и построении коррекционно- педагогического процесса логопедического обследования, консультирования и коррекции нарушений звукопроизношения;
стимулирование развития коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.
формирование у обучающихся стремления к совершенствованию профессиональной и информационной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет-ресурсами и т.д.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Знания и навыки, полученные на предыдущей ступени образования
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Гуманитарные основы профессиональной деятельности
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности
Курсовая работа по модулю "Научные исследования в профессиональной деятельности"
Методика преподавания математики (специальная)
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
Методология и методы научного исследования
Нарушения применения средств общения
Научные исследования в профессиональной деятельности
Организация работы логопеда в школе
Проектирование образовательных программ
Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи
Социально-педагогическое проектирование
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Курсовая работа по модулю "Организация работы логопеда в школе"
Нарушения речи органического генеза
Преодоление дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи
Производственная педагогическая практика
Производственная практика научно-исследовательская работа
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Производственная практика научно-исследовательская работа
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1: знает основы логопедической, психологической и педагогической диагностики
ОПК-5.2: знает методы выявления и коррекции трудностей обучающихся в освоении адаптированной образовательной программы
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.3: умеет сотрудничать с участниками образовательных отношений в рамках реализации адаптированных образовательных программ
ОПК-7.4: владеет готовностью выстраивать конструктивные отношения со всеми участниками образовательных отношений
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.3: умеет осуществлять адаптацию и внедрение передового педагогического опыта в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков;
средства анализа и коррекции в логопедической деятельности при обучении по адаптированным образовательным программам детей с речевыми нарушениями;
особенности использования психолого-педагогических средств во взаимодействии с участниками образовательных отношений (психологом, воспитателями, узкими специалистами и родителями) при реализации обучения детей с ТНР;
особенности психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе детей с ТНР;
основные способы и методы работы с в современном информационном пространстве с использованием современного передового педагогического опыта при обучении детей с нарушениями речи;
применять знания для описания основных характеристик системы речи у детей с речевыми нарушениями;
реализовывать диагностическую и учебную деятельность с учетом уровня речевого нарушения; анализировать цели, содержание, методы и средства обучения детей с речевыми нарушениями;
использовать различные средства коммуникации в разных видах профессиональной деятельности, координировать деятельность социальных партнеров;
выстраивать и реализовывать план работы с педагогами и ближайшим окружением обучающегося с ТНР;
применять передовой опыт, применяемый в логопедии по восстановлению речевой функции детей с ТНР.
навыками психолого- педагогического исследования всех компонентов речевой системы, психических процессов и физических навыков с учетом возрастных особенностей детей с речевыми нарушениями;
способами диагностики речевых нарушений и ведения образовательно-коррекционной деятельности, оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса при обучении по адаптированной образовательной программе;
способами взаимодействия с участниками образовательных отношений (педагоги ДОО, родители) по вопросам обучения по адаптированным образовательным программам детей с тяжелыми нарушениями речи;
методами педагогического консультирования семей и педагогов, принимающих участие в обучении и воспитании лиц с тяжелыми нарушениями речи;
навыком использования передовых достижений науки и техники в области логопедии для развития различных компонентов речевой системы у детей с тяжелыми нарушениями речи.
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx