2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
30
30
30
30
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся системы знаний о нарушениях развития, о закономерностях дизонтогенеза на разных стадиях развития; системе коррекционной, компенсирующей, реабилитационной помощи.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о причинах, особенностях и факторах дизонтогенеза;
1.4
формирование представления об условиях, способствующих коррекции, компенсации и реабилитации;
1.5
формирование умения реализовывать программу индивидуального развития обучающегося (совместно с другими специалистами);
1.6
применение метода наблюдения и выявления поведенческих и личностных проблем детей, связанных с особенностями их развития;
1.7
формирование умения использовать в профессиональной деятельности педагога документы, регламентирующие содержание образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.2
Организация дошкольного образования
2.1.3
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.4
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.5
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.6
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.7
Формирование УУД у младших школьников
2.1.8
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.9
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.10
Образовательное право
2.1.11
Теория и технологии математического развития детей
2.1.12
Теория и технологии экологического развития детей
2.1.13
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.14
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.15
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.16
Психолого-педагогический практикум
2.1.17
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.18
История педагогики и образования
2.1.19
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.20
Педагогика раннего возраста
2.1.21
Социальная психология
2.1.22
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.23
Теория и технологии физического развития детей
2.1.24
Теория начального математического образования
2.1.25
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.26
Общая психология
2.1.27
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.28
Теория обучения
2.1.29
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.30
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.31
Тренинг педагогического общения
2.1.32
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.33
Организация дошкольного образования
2.1.34
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.35
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.36
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.1.37
Формирование УУД у младших школьников
2.1.38
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.39
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.40
Теория и технологии математического развития детей
2.1.41
Теория и технологии экологического развития детей
2.1.42
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.43
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.44
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.45
Педагогика раннего возраста
2.1.46
Теория и технологии физического развития детей
2.1.47
Теория начального математического образования
2.1.48
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.49
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.50
Тренинг педагогического общения
2.1.51
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.52
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.53
Тренинг педагогического общения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.2
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.5
2.2.6
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей 
 
 
Уметь:
 
работать со специальной дефектологической литературой;   
 
 
Владеть:
 
навыками использования теоретической информации в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.

 
 
Уметь:
 
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере

 
 
Владеть:
 
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.

 
 
 
3.1
Знать:
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ

Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии

Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии

Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.

Особенности психолого-педагогического взаимодействия

Основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
Работать со специальной дефектологической литературой;

Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии.

Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.

Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.

Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере

Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение

Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства.

 
3.3
Владеть:
Навыками использования теоретической информации в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ

Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ

Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.

Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в том числе лиц с ОВЗ.

Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды

Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.

Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами);

Средствами просвещения и консультирования специалистов и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с ООП.