МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Начальное образование и Дошкольное образование
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование у обучающихся системы знаний о нарушениях развития, о закономерностях дизонтогенеза на разных стадиях развития; системе коррекционной, компенсирующей, реабилитационной помощи.
Задачи освоения дисциплины:
формирование представлений о причинах, особенностях и факторах дизонтогенеза;
формирование представления об условиях, способствующих коррекции, компенсации и реабилитации;
формирование умения реализовывать программу индивидуального развития обучающегося (совместно с другими специалистами);
применение метода наблюдения и выявления поведенческих и личностных проблем детей, связанных с особенностями их развития;
формирование умения использовать в профессиональной деятельности педагога документы, регламентирующие содержание образования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
Организация дошкольного образования
Организация культурно-просветительской деятельности
Противодействие терроризму и экстремизму
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
Формирование УУД у младших школьников
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
Основы логопедической работы в ДОО
Теория и технологии математического развития детей
Теория и технологии экологического развития детей
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
Методы психолого-педагогического исследования
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Психолого-педагогический практикум
Возрастная психология и педагогическая психология
История педагогики и образования
Теория и технологии развития речи у детей
Педагогика раннего возраста
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
Теория и технологии физического развития детей
Теория начального математического образования
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
Основы профессионально-педагогического общения
Тренинг педагогического общения
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
Организация дошкольного образования
Противодействие терроризму и экстремизму
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
Формирование УУД у младших школьников
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
Основы логопедической работы в ДОО
Теория и технологии математического развития детей
Теория и технологии экологического развития детей
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Теория и технологии развития речи у детей
Педагогика раннего возраста
Теория и технологии физического развития детей
Теория начального математического образования
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Основы профессионально-педагогического общения
Тренинг педагогического общения
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
Работа с одарёнными детьми
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
Тренинг педагогического общения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Развивающая предметная среда в ДОО
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-2: способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
Нормы психофизического развития детей
Работать со специальной дефектологической литературой;
Навыками использования теоретической информации в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ
ОПК-3: готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.
Особенности психолого-педагогического взаимодействия
Основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Работать со специальной дефектологической литературой;
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии.
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства.
Навыками использования теоретической информации в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.
Навыками осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в том числе лиц с ОВЗ.
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами);
Средствами просвещения и консультирования специалистов и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с ООП.