2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся системы знаний о нарушениях развития, о закономерностях дизонтогенеза на разных стадиях развития; системе коррекционной, компенсирующей, реабилитационной помощи.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о причинах, особенностях и факторах дизонтогенеза;
1.4
формирование представления об условиях, способствующих коррекции, компенсации и реабилитации;
1.5
формирование умения реализовывать программу индивидуального развития обучающегося (совместно с другими специалистами);
1.6
применение метода наблюдения и выявления поведенческих и личностных проблем детей, связанных с особенностями их развития;
1.7
формирование умения использовать в профессиональной деятельности педагога документы, регламентирующие содержание образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.2
Организация дошкольного образования
2.1.3
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.4
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.5
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.6
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.7
Формирование УУД у младших школьников
2.1.8
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.9
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.10
Образовательное право
2.1.11
Теория и технологии математического развития детей
2.1.12
Теория и технологии экологического развития детей
2.1.13
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.14
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.15
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.16
Психолого-педагогический практикум
2.1.17
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.18
История педагогики и образования
2.1.19
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.20
Педагогика раннего возраста
2.1.21
Социальная психология
2.1.22
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.23
Теория и технологии физического развития детей
2.1.24
Теория начального математического образования
2.1.25
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.26
Общая психология
2.1.27
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.28
Теория обучения
2.1.29
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.30
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.31
Тренинг педагогического общения
2.1.32
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.33
Организация дошкольного образования
2.1.34
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.35
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.36
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1.37
Формирование УУД у младших школьников
2.1.38
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.39
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.40
Теория и технологии математического развития детей
2.1.41
Теория и технологии экологического развития детей
2.1.42
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.43
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.44
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.45
Педагогика раннего возраста
2.1.46
Теория и технологии физического развития детей
2.1.47
Теория начального математического образования
2.1.48
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.49
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.50
Тренинг педагогического общения
2.1.51
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.52
Работа с одарёнными детьми
2.1.53
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.1.54
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.55
Тренинг педагогического общения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.2
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.3
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей 
 
 
Уметь:
 
Работать со специальной дефектологической литературой;   
 
 
Владеть:
 
Навыками использования теоретической информации в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.
 
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.

 
 
Уметь:
 
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере

 
 
Владеть:
 
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.

 
 
 
3.1
Знать:
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ

Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии

Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии

Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.

Особенности психолого-педагогического взаимодействия

Основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
Работать со специальной дефектологической литературой;

Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии.

Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.

Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.

Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере

Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение

Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства.

 
3.3
Владеть:
Навыками использования теоретической информации в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ

Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ

Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.

Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в том числе лиц с ОВЗ.

Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды

Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.

Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами);

Средствами просвещения и консультирования специалистов и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с ООП.