2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Теория начального литературного образования_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Теория начального литературного образования
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
20
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
12
12
32
32
Практические
20
20
12
12
32
32
Итого ауд.
40
40
24
24
64
64
Кoнтактная рабoта
40
40
24
24
64
64
Сам. работа
32
32
12
12
44
44
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся необходимые знания о теоретических основах, принципах, методах, приёмах и содержании обучения литературному чтению в начальных классах.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научить методике анализа литературного произведения, комплексу разнообразных методов, приемов и подходов, как традиционных, так и инновационных, для преподнесения литературы младшим школьникам;
1.4
выработать умения создавать проблемные ситуации на уроках литературного чтения, активизировать процесс обучения, выбирать оптимальное соотношение поисковой и репродуктивной деятельности школьников, обучить их самостоятельному общению с литературным произведением, стимулировать их творческие способности;
1.5
дать углубленное представление о ключевых понятиях, необходимых для анализа и интерпретации литературного текста.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.3
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.4
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.5
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.6
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.7
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.8
Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники
2.1.9
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.10
Теория и технологии физического развития детей
2.1.11
Теория начального математического образования
2.1.12
Теория начального языкового образования
2.1.13
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.14
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.15
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.16
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.17
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.18
Методические приемы развития личностных УУД
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.2
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.2.3
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.4
Технологии начального литературного образования
2.2.5
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.6
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.7
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.8
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.9
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.10
Теория и технологии литературного развития детей
2.2.11
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.12
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.13
Литературное развитие детей
2.2.14
Организация музыкальной деятельности детей
2.2.15
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.16
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.17
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.18
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.19
Графическая деятельность младших школьников
2.2.20
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.21
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.22
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.2.23
Теория и технологии математического развития детей
2.2.24
Теория и технологии экологического развития детей
2.2.25
Технологии начального математического образования
2.2.26
Технологии начального языкового образования
2.2.27
Методика обучения татарскому языку
2.2.28
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.29
Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.30
Организация дошкольного образования
2.2.31
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.32
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.33
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.34
Формирование УУД у младших школьников
2.2.35
Производственная педагогическая практика
2.2.36
Производственная преддипломная практика
2.2.37
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.38
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.39
Графическая деятельность младших школьников
2.2.40
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.41
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.42
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.43
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.44
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.45
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по "Литературное чтение" в соответствии с требованиями ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок "Литературное чтение" в соответствии с требованиями ФГОС 
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литертаурное чтение"
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литературное чтение"
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литературное чтение"
 
 
 
3.1
Знать:
психолого-педагогические, литературоведческие и методические основы обучения литературному чтению в начальной школе;

основы теории учебной деятельности, направленной на усвоение литературоведческих понятий, овладение универсальными учебными действиями и личностное развитие учащихся;

технологии реализации деятельностного подхода к обучению литературному чтению в начальной школе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
планировать, разрабатывать и проводить уроки литературного чтения с учетом специфики данного УМК и требований нового ФГОС НОО, построенные на  деятельностной основе, сориентированные на формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими первичных литературоведческих знаний и умений;

организовывать процесс обучения литературному чтению (систему уроков и внеурочную деятельность) в начальной школе, направленный на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов.

 
3.3
Владеть:
навыками организации образовательного процесса на уроках литературного чтения и во внеурочной работе, направленного на формирование читательской компетентности, универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие учащихся.