МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Теории и методики начального и дошкольного образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Теория начального литературного образования
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся необходимые знания о теоретических основах, принципах, методах, приёмах и содержании обучения литературному чтению в начальных классах.
Задачи освоения дисциплины:
научить методике анализа литературного произведения, комплексу разнообразных методов, приемов и подходов, как традиционных, так и инновационных, для преподнесения литературы младшим школьникам;
выработать умения создавать проблемные ситуации на уроках литературного чтения, активизировать процесс обучения, выбирать оптимальное соотношение поисковой и репродуктивной деятельности школьников, обучить их самостоятельному общению с литературным произведением, стимулировать их творческие способности;
дать углубленное представление о ключевых понятиях, необходимых для анализа и интерпретации литературного текста.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Возрастная психология и педагогическая психология
Методические приемы развития личностных УУД
Методические приемы развития регулятивных УУД
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
Теория и технологии развития речи у детей
Геометрические фигуры на плоскости
Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники
Практикум по дошкольной педагогике
Теория и технологии физического развития детей
Теория начального математического образования
Теория начального языкового образования
Элементы геометрии в начальном курсе математики
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Практикум по дошкольной педагогике
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
Геометрические фигуры на плоскости
Методические приемы развития личностных УУД
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
Технологии начального литературного образования
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
Организация семейных праздников и досуга детей
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
Теория и технологии литературного развития детей
Вариативные учебники по русскому языку
Курсовая работа по дошкольному образованию
Литературное развитие детей
Организация музыкальной деятельности детей
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
Графическая деятельность младших школьников
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
Методики и технологии обучения в области начального образования
Теория и технологии математического развития детей
Теория и технологии экологического развития детей
Технологии начального математического образования
Технологии начального языкового образования
Методика обучения татарскому языку
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей
Организация дошкольного образования
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
Теория и технологии музыкального развития детей
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
Формирование УУД у младших школьников
Производственная педагогическая практика
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
Графическая деятельность младших школьников
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
Организация семейных праздников и досуга детей
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС
реализовывать образовательную программу по "Литературное чтение" в соответствии с требованиями ФГОС
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок "Литературное чтение" в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литертаурное чтение"
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литературное чтение"
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литературное чтение"
психолого-педагогические, литературоведческие и методические основы обучения литературному чтению в начальной школе;
основы теории учебной деятельности, направленной на усвоение литературоведческих понятий, овладение универсальными учебными действиями и личностное развитие учащихся;
технологии реализации деятельностного подхода к обучению литературному чтению в начальной школе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
планировать, разрабатывать и проводить уроки литературного чтения с учетом специфики данного УМК и требований нового ФГОС НОО, построенные на деятельностной основе, сориентированные на формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими первичных литературоведческих знаний и умений;
организовывать процесс обучения литературному чтению (систему уроков и внеурочную деятельность) в начальной школе, направленный на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов.
навыками организации образовательного процесса на уроках литературного чтения и во внеурочной работе, направленного на формирование читательской компетентности, универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие учащихся.