МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Теории и методики начального и дошкольного образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Теория начального литературного образования
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Начальное образование и Дошкольное образование
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся необходимые знания о теоретических основах, принципах, методах, приёмах и содержании обучения литературному чтению в начальных классах.
Задачи освоения дисциплины:
научить методике анализа литературного произведения, комплексу разнообразных методов, приемов и подходов, как традиционных, так и инновационных, для преподнесения литературы младшим школьникам;
выработать умения создавать проблемные ситуации на уроках литературного чтения, активизировать процесс обучения, выбирать оптимальное соотношение поисковой и репродуктивной деятельности школьников, обучить их самостоятельному общению с литературным произведением, стимулировать их творческие способности;
дать углубленное представление о ключевых понятиях, необходимых для анализа и интерпретации литературного текста.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
Организация культурно-просветительской деятельности
Теория начального математического образования
Теория начального языкового образования
Технология обучения компьютерной грамотности
Возрастная психология и педагогическая психология
Теория и технологии физического воспитания детей
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Географическое образование младших школьников
Историческое образование младших школьников
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
Теория и технологии развития математических представлений у детей
Теория и технологии экологического образования детей
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
Актуальные проблемы современного языкознания
Вариативные учебники математики в начальных классах
Вариативные учебники по русскому языку
Графическая деятельность младших школьников
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
Дизайнерская обработка материалов
Конструкторская деятельность младших школьников
Курсовая работа по дошкольному образованию
Литературное образование дошкольников
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
Организация семейных праздников и досуга детей
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
Современное русское словоизменение
Теория и технологии музыкального воспитания детей
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
Методика обучения татарскому языку
Организация дошкольного образования
Татарская детская литература
Основы психодидактики и развивающего образования
Технологии начального литературного образования
Производственная педагогическая практика
Производственная педагогическая практика в ДОО
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Географическое образование младших школьников
Вариативные учебники математики в начальных классах
Графическая деятельность младших школьников
Дизайнерская обработка материалов
Организация семейных праздников и досуга детей
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
Современное русское словоизменение
Татарская детская литература
Основы психодидактики и развивающего образования
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
основы реализации образовательной программы по учебному предмету Литературное чтение в соответствии с ФГОС
реализовывать образовательную программу по Литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по Литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Литературное чтение
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Литературное чтение
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Литературное чтение
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп
основы формирования культурных потребностей различных социальных групп
анализировать культурные потребности различных социальных групп
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
навыками описания культурных потребностей различных социальных групп
психолого-педагогические, литературоведческие и методические основы обучения литературному чтению в начальной школе; основы теории учебной деятельности, направленной на усвоение литературоведческих понятий, овладение универсальными учебными действиями и личностное развитие учащихся; технологии реализации деятельностного подхода к обучению литературному чтению в начальной школе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
планировать, разрабатывать и проводить уроки литературного чтения с учетом специфики данного УМК и требований нового ФГОС НОО, построенные на деятельностной основе, сориентированные на формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими первичных литературоведческих знаний и умений; организовывать процесс обучени литературному чтению (систему уроков и внеурочную деятельность) в начальной школе, направленный на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов.
навыками организации образовательного процесса на уроках литературного чтения и во внеурочной работе, направленного на формирование читательской компетентности, универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие учащихся.