2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Технологии начального литературного образования_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Технологии начального литературного  образования
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
15 2/6
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
28
28
Лабораторные
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
28
28
Итого ауд.
42
42
28
28
70
70
Кoнтактная рабoта
42
42
28
28
70
70
Сам. работа
30
30
8
8
38
38
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся знания, умения и навыки в области теории и педагогических технологий начального литературного образования, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания литературного чтения, поиску новых технологий, связанных с организацией урока литературного чтения, анализом художественных произведений различных жанров, этапами изучения литературного произведения в начальной школе; научить осуществлять контроль и оценку формирования результатов литературного образования обучающихся младших классов, выявлять и корректировать трудности в обучении чтению и первичному литературоведческому анализу фольклорных и авторских произведений.     
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся систему знаний о методах и приемах формирования компетентного читателя и типа правильной читательской деятельности у младших школьников;
1.4
обучить современным технологиям формирования читательской деятельности младших школьников;
1.5
подготовить обучающихся к квалифицированному обучению и развитию младших школьников в процессе преподавания литературного чтения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория обучения
2.1.2
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.3
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.5
Теория и технологии математического развития детей
2.1.6
Теория и технологии экологического развития детей
2.1.7
Теория начального литературного образования
2.1.8
Технологии начального математического образования
2.1.9
Технологии начального языкового образования
2.1.10
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.11
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.12
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.13
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.14
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.15
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.16
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.17
Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники
2.1.18
Педагогика раннего возраста
2.1.19
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.20
Теория и технологии физического развития детей
2.1.21
Теория начального математического образования
2.1.22
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.23
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.24
Теория начального языкового образования
2.1.25
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.26
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.27
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.28
Методические приемы развития личностных УУД
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.3
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.4
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.5
Литературное развитие детей
2.2.6
Организация музыкальной деятельности детей
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.7
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.8
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.9
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.10
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.11
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.12
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.13
Графическая деятельность младших школьников
2.2.14
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.15
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.16
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.17
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.18
Производственная преддипломная практика
2.2.19
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.20
Графическая деятельность младших школьников
2.2.21
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.22
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.23
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.24
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.25
Игровые технологии в дошкольном образовании
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету (Литературное чтение) в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по Литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по Литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС 
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики

 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литературное чтение"
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литературное чтение"
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литературное чтение"
 
 
 
3.1
Знать:
нормативные документы, определяющие содержание и формы организации литературного образования в начальной школе;

психолого-педагогические и литературоведческие основы методики обучения литературному чтению в начальных классах и вытекающие из них методические закономерности;

задачи, содержание, способы и средства обучения литературному чтению в начальной школе;  

типичные затруднения учащихся в овладении читательской деятельностью, их причины, способы их выявления и пути преодоления.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
планировать и осуществлять процесс литературного образования младших школьников, обоснованно определяя задачи и содержание обучения чтению на каждом этапе обучения, уроке, используя соответствующие поставленным задачам методы обучения и формы организации деятельности учащихся;

выявлять затруднения учащихся в овладении читательской деятельностью, определять их причины и осуществлять работу по их преодолению;

организовывать внеурочную деятельность учащихся по литературному чтению;

квалифицированно обращаться к источникам информации (научно-методической литературе, периодическим изданиям, Интернет-источникам) для поиска ответов на вопросы, связанные с организацией процесса литературного образования, для пополнения профессиональных знаний.

 
3.3
Владеть:
современными технологиями формирования читательской деятельности младших школьников.