МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Теории и методики начального и дошкольного образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Технологии начального литературного образования
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся знания, умения и навыки в области теории и педагогических технологий начального литературного образования, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания литературного чтения, поиску новых технологий, связанных с организацией урока литературного чтения, анализом художественных произведений различных жанров, этапами изучения литературного произведения в начальной школе; научить осуществлять контроль и оценку формирования результатов литературного образования обучающихся младших классов, выявлять и корректировать трудности в обучении чтению и первичному литературоведческому анализу фольклорных и авторских произведений.
Задачи освоения дисциплины:
сформировать у обучающихся систему знаний о методах и приемах формирования компетентного читателя и типа правильной читательской деятельности у младших школьников;
обучить современным технологиям формирования читательской деятельности младших школьников;
подготовить обучающихся к квалифицированному обучению и развитию младших школьников в процессе преподавания литературного чтения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Возрастная психология и педагогическая психология
Методики и технологии обучения в области начального образования
Производственная практика научно-исследовательская работа
Теория и технологии математического развития детей
Теория и технологии экологического развития детей
Теория начального литературного образования
Технологии начального математического образования
Технологии начального языкового образования
Методические приемы развития личностных УУД
Методические приемы развития регулятивных УУД
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
Современные педагогические технологии дошкольного образования
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
Теория и технологии развития речи у детей
Геометрические фигуры на плоскости
Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники
Педагогика раннего возраста
Практикум по дошкольной педагогике
Теория и технологии физического развития детей
Теория начального математического образования
Элементы геометрии в начальном курсе математики
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Теория начального языкового образования
Практикум по дошкольной педагогике
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
Геометрические фигуры на плоскости
Методические приемы развития личностных УУД
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Вариативные учебники по русскому языку
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
Курсовая работа по дошкольному образованию
Литературное развитие детей
Организация музыкальной деятельности детей
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
Теория и технологии музыкального развития детей
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
Графическая деятельность младших школьников
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
Игровые технологии в дошкольном образовании
Практикум по детскому экспериментированию
Практикум по организации исследовательской деятельности
Производственная преддипломная практика
Практикум по организации исследовательской деятельности
Графическая деятельность младших школьников
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
Игровые технологии в дошкольном образовании
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
основы реализации образовательной программы по учебному предмету (Литературное чтение) в соответствии с ФГОС
реализовывать образовательную программу по Литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по Литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
современные методы и технологии обучения и диагностики
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литературное чтение"
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литературное чтение"
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литературное чтение"
нормативные документы, определяющие содержание и формы организации литературного образования в начальной школе;
психолого-педагогические и литературоведческие основы методики обучения литературному чтению в начальных классах и вытекающие из них методические закономерности;
задачи, содержание, способы и средства обучения литературному чтению в начальной школе;
типичные затруднения учащихся в овладении читательской деятельностью, их причины, способы их выявления и пути преодоления.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
планировать и осуществлять процесс литературного образования младших школьников, обоснованно определяя задачи и содержание обучения чтению на каждом этапе обучения, уроке, используя соответствующие поставленным задачам методы обучения и формы организации деятельности учащихся;
выявлять затруднения учащихся в овладении читательской деятельностью, определять их причины и осуществлять работу по их преодолению;
организовывать внеурочную деятельность учащихся по литературному чтению;
квалифицированно обращаться к источникам информации (научно-методической литературе, периодическим изданиям, Интернет-источникам) для поиска ответов на вопросы, связанные с организацией процесса литературного образования, для пополнения профессиональных знаний.
современными технологиями формирования читательской деятельности младших школьников.