2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Технологии начального литературного образования_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Технологии начального литературного образования
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:сформировать знания обучающихся в области педагогических технологий начального литературного образования, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания литературного чтения, поиску новых технологий, связанных с организацией урока литературного чтения, анализом художественных произведений различных жанров, этапами изучения литературного произведения в начальной школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся систему знаний о методах и приемах формирования компетентного читателя и типа правильной читательской деятельности у младших школьников;
1.4
обучить современным технологиям формирования читательской деятельности младших школьников;
1.5
подготовить обучающихся к квалифицированному обучению и развитию младших школьников в процессе преподавания литературного чтения.
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория начального литературного образования
2.1.2
Русский язык и культура речи
2.1.3
Теория обучения
2.1.4
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.5
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.1.6
Литературное образование дошкольников
2.1.7
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.8
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.9
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.10
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.11
Научно-исследовательская работа
2.1.12
Психолого-педагогический практикум
2.1.13
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.14
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.15
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.16
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.17
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.18
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.19
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.20
Детская психология
2.1.21
Краеведение в начальной школе
2.1.22
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.23
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.24
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.25
Теория начального математического образования
2.1.26
Теория начального языкового образования
2.1.27
Экологическое образование младших школьников
2.1.28
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.29
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.30
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.31
2.1.32
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.33
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.34
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.35
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1.36
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.37
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.38
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.39
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.40
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.41
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.42
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.43
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.44
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.45
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.46
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.47
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.48
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.49
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.50
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.51
Краеведение в начальной школе
2.1.52
Педагогика раннего возраста
2.1.53
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.54
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.55
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.56
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.57
Теория начального литературного образования
2.1.58
Технологии начального математического образования
2.1.59
Технологии начального языкового образования
2.1.60
Экологическое образование младших школьников
2.1.61
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.62
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.63
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.64
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.65
Теория начального математического образования
2.1.66
Теория начального языкового образования
2.1.67
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.68
Детская психология
2.1.69
Дошкольная педагогика
2.1.70
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.71
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.72
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.73
Экологическое образование младших школьников
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.2
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.3
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.4
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.5
Игровые технологии в образовании
2.2.6
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.7
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.8
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.9
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.10
Развитие коммуникативно-речевой компетенции
2.2.11
Развитие речи детей во всех видах деятельности
2.2.12
Технология гуманно-личностного подхода к детям
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.13
Формирование УУД у младших школьников
2.2.14
Производственная преддипломная практика
2.2.15
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.16
Актуальные проблемы современного языкознания
2.2.17
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.18
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.19
Графическая деятельность младших школьников
2.2.20
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.21
Дизайнерская обработка материалов
2.2.22
Конструкторская деятельность младших школьников
2.2.23
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.24
Литературное образование дошкольников
2.2.25
Методика обучения татарскому языку
2.2.26
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.27
Организация дошкольного образования
2.2.28
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.29
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.30
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.31
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.32
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.33
Психология педагогической деятельности
2.2.34
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.35
Современное русское словоизменение
2.2.36
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.37
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.38
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.39
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.40
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.41
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.42
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.43
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.44
Производственная преддипломная практика
2.2.45
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.46
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.47
Графическая деятельность младших школьников
2.2.48
Дизайнерская обработка материалов
2.2.49
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.50
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.51
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.52
Современное русское словоизменение
2.2.53
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.54
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.55
Основы психодидактики и развивающего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету (Литературное чтение) в соответствии с ФГОС
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС 
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Литературное чтение
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Литературное чтение
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Литературное чтение
 
 
 
3.1
Знать:
нормативные документы, определяющие содержание и формы организации литературного образования в начальной школе;

психолого-педагогические и литературоведческие основы методики обучения литературному чтению в начальных классах и вытекающие из них методические закономерности;

задачи, содержание, способы и средства обучения литературному чтению в начальной школе;  

типичные затруднения учащихся в овладении читательской деятельностью, их причины, способы их выявления и пути преодоления.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
планировать и осуществлять процесс литературного образования младших школьников, обоснованно определяя задачи и содержание обучения чтению на каждом этапе обучения, уроке, используя соответствующие поставленным задачам методы обучения и формы организации деятельности учащихся;

выявлять затруднения учащихся в овладении читательской деятельностью, определять их причины и осуществлять работу по их преодолению;

организовывать внеурочную деятельность учащихся по литературному чтению;

квалифицированно обращаться к источникам информации (научно-методической литературе, периодическим изданиям, Интернет-источникам) для поиска ответов на вопросы, связанные с организацией процесса литературного образования, для пополнения профессиональных знаний.

 
3.3
Владеть:
современными технологиями формирования читательской деятельности младших школьников.