2022-2023_44_03_05 РЯиЛ 132 гр__plx_Методика обучения предмету Русский язык _Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика обучения предмету "Русский язык"   
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
13 5/6
16 5/6
17
13 2/6
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
16
16
16
16
12
12
12
12
68
68
Практические
26
26
16
16
16
16
12
12
12
12
82
82
Итого ауд.
38
38
32
32
32
32
24
24
24
24
150
150
Кoнтактная рабoта
38
38
32
32
32
32
24
24
24
24
150
150
Сам. работа
34
34
40
40
40
40
48
48
12
12
174
174
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
72
72
72
72
72
72
360
360
 
 
стр. 2
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к педагогической деятельности по предмету «Русский язык» в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить с целями и задачами обучения русскому языку как родному;
1.4
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике;
1.5
сформировать представление о характере и специфике профессиональной деятельности учителя русского языка;
1.6
научить планировать, проводить, анализировать урок / серию уроков по русскому языку в свете  требований образовательных стандартов;
1.7
обеспечить методическую подготовку в соответствии с последними тенденциями содержания обучения в общеобразовательной школе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.2
Фольклор
2.1.3
История (история России, всеобщая история)
2.1.4
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.5
Речеведение
2.1.6
Введение в литературоведение
2.1.7
Введение в языкознание
2.1.8
Концепции современного естествознания
2.1.9
Русский язык и культура речи
2.1.10
Философия  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Литературное редактирование
2.2.4
Организация дополнительного образования (по второму профилю)  Организация культурно-просветительской деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
стр. 3
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
ОПК-2.4: Демонстрируем умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные и дополнительные образовательные программы, систему контроля и оценку формирования результатов образования обучающихся
3.1.2
основы профессиональной этики и речевой культуры;основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры,методологические основания профессиональной этики и речевой культуры
3.1.3
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС
3.1.4
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Русский язык"  в соответствии с ФГОС
3.1.5
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС
3.1.6
современные методы и технологии обучения и диагностики;основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
3.1.7
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
3.1.8
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
3.1.9
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
3.1.10
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
3.1.11
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
3.1.12
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся;методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой учебной дисциплины, в том числе с использованием ИКТ
3.2.2
уметь разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ
3.2.3
осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
3.2.4
формулировать выявленные трудности в обучении
3.2.5
корректироватьпути достижения образовательных результатов
3.2.6
осуществлять урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью
3.2.7
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
3.2.8
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации
3.2.9
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
3.2.10
реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС
3.2.11
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС
3.2.12
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС
3.2.13
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
3.2.14
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
3.2.15
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
3.2.16
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
 
стр. 4
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
3.2.17
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
3.2.18
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
3.2.19
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся;подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком разработки программы развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой учебной дисциплины, а также оценки планируемых результатов обучения, в том числе с использованием ИКТ
3.3.2
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
3.3.3
навыками отбора и применения различных диагностических средств, форм контроя и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
3.3.4
навыком коррекции выявленных трудностей в обучении
3.3.5
навыками использования методов анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
3.3.6
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
3.3.7
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации
3.3.8
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры
3.3.9
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык"  в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения
3.3.10
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС
3.3.11
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
3.3.12
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
3.3.13
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
3.3.14
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
3.3.15
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
3.3.16
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
3.3.17
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
3.3.18
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям
3.3.19
опытом проектирования педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 6
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx