МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика обучения русскому языку
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к педагогической деятельности по предмету «Русский язык» в общеобразовательных организациях.
Задачи освоения дисциплины:
познакомить с целями и задачами обучения русскому языку как родному;
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике;
сформировать представление о характере и специфике профессиональной деятельности учителя русского языка;
научить планировать, проводить, анализировать урок / серию уроков по русскому языку в свете требований образовательных стандартов;
обеспечить методическую подготовку в соответствии с последними тенденциями содержания обучения в общеобразовательной школе.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Активные процессы в современном русском языке
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
Технология развития критического мышления
Русский язык и культура речи
Функционально-содержательные типы диалогов
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
Активные процессы в современном русском языке
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
Функционально-содержательные типы диалогов
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
Функционально-содержательные типы диалогов
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
История литературной критики
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Курсовая работа по русскому языку
Проектирование элективных курсов по русскому языку
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
История лингвистических учений
Курсовая работа по литературе
Лингвистический анализ художественного текста
Литературоведческий анализ художественного текста
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
Основы этимологического анализа
Производственная преддипломная практика
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
Современная зарубежная литература
Теория и практика русской орфографии
Филологический анализ текста
Функциональная грамматика русского языка
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
Литература русского зарубежья
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
Литературное творчество как вид коммуникации
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
Проблемы изучения русского языка как иностранного
Русский язык в условиях билингвизма
Современная русская литература
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
Психология личности и профессиональное самоопределение
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
История литературной критики
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Курсовая работа по русскому языку
Проектирование элективных курсов по русскому языку
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
История лингвистических учений
Курсовая работа по литературе
Лингвистический анализ художественного текста
Литература русского зарубежья
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
Литературоведческий анализ художественного текста
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
Основы этимологического анализа
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
Психология личности и профессиональное самоопределение
Современная зарубежная литература
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
Теория и практика русской орфографии
Филологический анализ текста
Функциональная грамматика русского языка
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
Литературное творчество как вид коммуникации
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
Проблемы изучения русского языка как иностранного
Производственная преддипломная практика
Русский язык в условиях билингвизма
Современная русская литература
История литературной критики
История лингвистических учений
Лингвистический анализ художественного текста
Литература русского зарубежья
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
Основы этимологического анализа
Психология личности и профессиональное самоопределение
Функциональная грамматика русского языка
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
Литературное творчество как вид коммуникации
Русский язык в условиях билингвизма
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-5: владением основами профессиональной этики и речевой культуры
основы профессиональной этики и речевой культуры
выделять основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС
реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС
навыками разработки и реализации разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
современные методы и технологии обучения и диагностики
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык)
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык)
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык)
ПК-5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
основы профессиональной этики и речевой культуры;
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры;
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры;
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
современные методы и технологии обучения и диагностики;основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-во спитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
выделять основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры;
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации;
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры,
реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС;
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
подбирать технологии педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры;
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации;
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры;
опытом разработки и реализации разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям;
опытом проектирования педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач.