2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Методика обучения русскому языку_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика обучения русскому языку
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
17 4/6
18
16 4/6
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
18
18
16
16
14
14
64
64
Практические
36
36
16
16
52
52
Итого ауд.
16
16
54
54
32
32
14
14
116
116
Кoнтактная рабoта
16
16
54
54
32
32
14
14
116
116
Сам. работа
20
20
18
18
40
40
58
58
136
136
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
36
36
108
108
72
72
108
108
324
324
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к педагогической деятельности по предмету «Русский язык» в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить с целями и задачами обучения русскому языку как родному;
1.4
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике;
1.5
сформировать представление о характере и специфике профессиональной деятельности учителя русского языка;
1.6
научить планировать, проводить, анализировать урок / серию уроков по русскому языку в свете  требований образовательных стандартов;
1.7
обеспечить методическую подготовку в соответствии с последними тенденциями содержания обучения в общеобразовательной школе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Активные процессы в современном русском языке
2.1.2
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.3
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.4
Иностранный язык
2.1.5
Русская диалектология
2.1.6
Технология развития критического мышления
2.1.7
Проектная деятельность
2.1.8
Региональная ономастика
2.1.9
Русский язык и культура речи
2.1.10
Смысловое чтение
2.1.11
Теория обучения
2.1.12
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.13
Старославянский язык
2.1.14
Фольклор
2.1.15
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.16
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.17
Активные процессы в современном русском языке
2.1.18
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.19
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.20
Русская диалектология
2.1.21
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.22
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.23
Смысловое чтение
2.1.24
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.25
Старославянский язык
2.1.26
Фольклор
2.1.27
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.28
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.29
Смысловое чтение
2.1.30
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История литературной критики
2.2.2
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.3
Курсовая работа по русскому языку
2.2.4
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.2.5
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.6
История лингвистических учений
2.2.7
Курсовая работа по литературе
2.2.8
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.9
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.10
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.11
Основы этимологического анализа
2.2.12
Производственная преддипломная практика
2.2.13
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.14
Современная зарубежная литература
2.2.15
Теория и практика русской орфографии
2.2.16
Филологический анализ текста
2.2.17
Функциональная грамматика русского языка
2.2.18
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.19
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.20
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.21
Литература русского зарубежья
2.2.22
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.23
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.24
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.25
Педагогическая риторика
2.2.26
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.27
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.28
Современная русская литература
2.2.29
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.30
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.31
Производственная преддипломная практика
2.2.32
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.33
История литературной критики
2.2.34
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.35
Курсовая работа по русскому языку
2.2.36
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.2.37
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.38
История лингвистических учений
2.2.39
Курсовая работа по литературе
2.2.40
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.41
Литература русского зарубежья
2.2.42
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.43
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.44
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.45
Основы этимологического анализа
2.2.46
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.47
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.48
Современная зарубежная литература
2.2.49
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.50
Теория и практика русской орфографии
2.2.51
Филологический анализ текста
2.2.52
Функциональная грамматика русского языка
2.2.53
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.54
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.55
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.56
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.57
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.58
Педагогическая риторика
2.2.59
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.60
Производственная преддипломная практика
2.2.61
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.62
Современная русская литература
2.2.63
История литературной критики
2.2.64
История лингвистических учений
2.2.65
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.66
Литература русского зарубежья
2.2.67
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.68
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.69
Основы этимологического анализа
2.2.70
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.71
Функциональная грамматика русского языка
2.2.72
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.73
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.74
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.75
Педагогическая риторика
2.2.76
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык"  в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками разработки и реализации  разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык"  в соответствии с ФГОС
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык) 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого  учебного  предмета  (русский язык) 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык) 
 
 
 
ПК-5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Знать:
 
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся 
 
 
Уметь:
 
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
 
3.1
Знать:
основы профессиональной этики и речевой культуры;

основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры;

методологические основания профессиональной этики и речевой культуры;

основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;

требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Русский язык"  в соответствии с ФГОС;

основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;

современные методы и технологии обучения и диагностики;основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;

теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;

основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-во спитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";

критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";

основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";

основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2
Уметь:
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры;

выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации;

систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры,

реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС;

разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;

разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;

применять современные методы и технологии обучения и диагностики;

применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;

разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;

использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";

оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";

проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";

применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся.

 
3.3
Владеть:
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры;

навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации;

навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры;

опытом разработки и реализации разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;

навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;

навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;

навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;

навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;

навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";

опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";

опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";

навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям;

опытом проектирования педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач.