2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к использованию образовательных технологиях деятельностного типа в преподавании предметов «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить требования к профессиональным компетенциям учителя  русского языка и литературы, новые тенденции в методике преподавания русского языка и литературы в школе, современные концепции школьного филологического образования, основные подходы к осуществлению предметных и метапредметных связей при обучении русскому языку и литературе;
1.4
научить применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
1.5
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения посредством применения образовательных технологий деятельностного типа.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.2
История зарубежной литературы
2.1.3
История лингвистических учений
2.1.4
История русской литературы
2.1.5
Курсовая работа по литературе
2.1.6
Лингвистический анализ художественного текста
2.1.7
Литература русского зарубежья
2.1.8
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.1.9
Литературоведческий анализ художественного текста
2.1.10
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.11
Основы этимологического анализа
2.1.12
Современная зарубежная литература
2.1.13
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.14
Теория и практика русской орфографии
2.1.15
История литературной критики
2.1.16
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.17
Курсовая работа по русскому языку
2.1.18
Методика обучения литературе
2.1.19
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.1.20
Современный русский язык
2.1.21
Теория языка
2.1.22
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.23
Методика обучения русскому языку
2.1.24
Теория литературы
2.1.25
Типология текстов
2.1.26
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.27
История русского литературного языка
2.1.28
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.29
Педагогические технологии
2.1.30
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.31
Стилистика
2.1.32
Активные процессы в современном русском языке
2.1.33
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.34
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.35
Русская диалектология
2.1.36
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.37
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.38
Смысловое чтение
2.1.39
Теория обучения
2.1.40
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.41
Старославянский язык
2.1.42
Фольклор
2.1.43
Производственная педагогическая практика
2.1.44
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.45
История зарубежной литературы
2.1.46
История лингвистических учений
2.1.47
История русской литературы
2.1.48
Курсовая работа по литературе
2.1.49
Лингвистический анализ художественного текста
2.1.50
Литература русского зарубежья
2.1.51
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.1.52
Литературоведческий анализ художественного текста
2.1.53
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.54
Основы этимологического анализа
2.1.55
Современная зарубежная литература
2.1.56
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.57
Теория и практика русской орфографии
2.1.58
История литературной критики
2.1.59
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.60
Курсовая работа по русскому языку
2.1.61
Методика обучения литературе
2.1.62
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.1.63
Производственная педагогическая практика
2.1.64
Современный русский язык
2.1.65
Теория языка
2.1.66
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.67
Методика обучения русскому языку
2.1.68
Теория литературы
2.1.69
Типология текстов
2.1.70
История русского литературного языка
2.1.71
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.72
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.73
Стилистика
2.1.74
Активные процессы в современном русском языке
2.1.75
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.76
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.77
Русская диалектология
2.1.78
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.79
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.80
Смысловое чтение
2.1.81
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.82
Старославянский язык
2.1.83
Фольклор
2.1.84
История лингвистических учений
2.1.85
Лингвистический анализ художественного текста
2.1.86
Литература русского зарубежья
2.1.87
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.1.88
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.89
Основы этимологического анализа
2.1.90
История литературной критики
2.1.91
Типология текстов
2.1.92
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.93
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.94
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.95
Смысловое чтение
2.1.96
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики

 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык и литература)
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык и литература)
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык и литература)
 
 
 
3.1
Знать:
современные методы и технологии обучения и диагностики,основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога, теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;

основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык и литература);

критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык и литература);

основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык и литература).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2
Уметь:
применять современные методы и технологии обучения и диагностики, применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога, разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;

использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык и литература);

оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык и литература);

проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература).

 
3.3
Владеть:
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;

проблемными методами с применением современных технических средств,методами, направленными на освоение школьниками доступных способов;

навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;

навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;

навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык и литература);

опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература).