МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся научного мировоззрения, основанного на изучении разделов науки о языке, лингвистической терминологии, лингвистической проблематики, с целью дальнейшего использования научных знаний в профессиональной деятельности.
Задачи освоения дисциплины:
познакомить обучающихся с основными разделами науки о языке,лингвистической проблематикой и лингвистической терминологией;
сформировать умения применять полученные теоретические и практические знания для решения исследовательских задач в предметной области;
сформировать умения осуществлять рефлексию собственной исследовательской деятельности в предметной области;
научить научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Возрастная физиология и психофизиология
Литература с основами литературоведения
Логопедия (Введение в логопедию)
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Физиология ВНД и сенсорных систем
Логопедия (Введение в логопедию)
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
Физиология ВНД и сенсорных систем
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Клиника интеллектуальных нарушений
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Тренинг педагогического общения
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Производственная практика научно-исследовательская работа
Онтогенез речевой деятельности
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Тренинг педагогического общения
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Производственная практика научно-исследовательская работа
Производственная преддипломная практика
Онтогенез речевой деятельности
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-2: готов совершенствовать свою речевую культуру
понятие речевой нормы, типы норм русского языка, основные критерии культуры речи
соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы русского языка; придерживаться основных критериев, предъявляемых к культуре речи
орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами современного русского языка; навыками применения основных критериев культуры речи
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
ОК-5: способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия
определение понятий "язык" и "речь", функции языка и речи
отвечать на вопросы и задавать их в соответствии с целью и форматом диалога; передавать фактическую информацию, необходимую собеседнику для дальнейшего взаимодействия; принимать решение в соответствии с полученной в ходе диалога информацией; оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; излагать вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом
навыками коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
основные проявления нарушений устной речи
определять качество нарушений устной речи
способностью определять нарушение устной речи
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
современные методы и технологии обучения
определять направления исследовательской деятельности
применением различных методик исследовательской деятельности
звуковую сторону устной речи, произносительный аппарат человека, процесс речеобразования, функциональные области речеобразования; теоретические сведения основ языкознания; правила произношения гласных и согласных звуков; определение понятий "язык" и "речь", функции языка и речи;формы, типы, модель вербальной коммуникации, виды речевой деятельности;основные единицы вербальной коммуникации, потенциал невербальных средств коммуникации; критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ; основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся; основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии; современные методы и технологии обучения; современные методы и технологии диагностики; способы оценивания результатов обучения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы языкознания; сознательно воспринимать, анализировать и оценивать речевую практику; правильно произносить гласные и согласные звуки; передавать фактическую информацию, необходимую собеседнику для дальнейшего взаимодействия; оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры; представлять результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы; оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам; определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса; проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса; определять направления исследовательской деятельности; определять методики проведения исследовательской деятельности;находить пути проведения исследовательской деятельности.
орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами языкознания; навыками применения основных критериев культуры речи; основными единицами вербальной коммуникации, потенциалом невербальных средств коммуникации; навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды;навыками исследовательской деятельности в области языкознания.