2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Основы языкознания_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Основы языкознания
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся научного мировоззрения, основанного на изучении разделов науки о языке, лингвистической терминологии, лингвистической проблематики, с целью дальнейшего использования научных знаний в профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить обучающихся с основными разделами науки о языке,лингвистической проблематикой и лингвистической терминологией;
1.4
сформировать умения применять полученные теоретические и практические знания для решения исследовательских задач в предметной области;
1.5
сформировать умения осуществлять рефлексию собственной исследовательской деятельности в предметной области;
1.6
научить научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе.     
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.3
Иностранный язык
2.1.4
Литература с основами литературоведения
2.1.5
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.6
Логопедия (Дислалия)
2.1.7
Общая педагогика
2.1.8
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.9
Современный русский язык
2.1.10
татарская литература
2.1.11
Татарский язык
2.1.12
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.13
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.14
Логопедия (Дислалия)
2.1.15
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.16
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.17
татарская литература
2.1.18
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.2
Логопедия (Ринолалия)
2.2.3
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.4
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.5
Основы генетики
2.2.6
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.7
Психопатология
2.2.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.9
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.10
Логопедия (Алалия)
2.2.11
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.12
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.13
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.15
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.16
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.17
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.18
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.19
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации)
2.2.20
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.21
Социология
2.2.22
Тренинг педагогического общения
2.2.23
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.24
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.25
Онтогенез речевой деятельности
2.2.26
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.27
Производственная преддипломная практика
2.2.28
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.29
Логопедия (Ринолалия)
2.2.30
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.31
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.32
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.33
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.34
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.35
Курсовая работа по модулю 7
2.2.36
Логопедия (Алалия)
2.2.37
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.38
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.39
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.40
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.41
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.42
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.43
Тренинг педагогического общения
2.2.44
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.45
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.46
Производственная преддипломная практика
2.2.47
Основы генетики
2.2.48
Онтогенез речевой деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2: готов совершенствовать свою речевую культуру
 
Знать:
 
понятие речевой нормы, типы норм русского языка, основные критерии культуры речи
 
 
Уметь:
 
соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы  русского языка; придерживаться  основных критериев, предъявляемых к  культуре речи

 
 
Владеть:
 
орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами современного русского языка; навыками применения основных критериев культуры речи
 
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ОК-5: способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия
 
Знать:
 
определение понятий "язык" и "речь", функции языка и речи
 
 
Уметь:
 
отвечать на вопросы и задавать их в соответствии  с целью и форматом диалога; передавать фактическую информацию, необходимую собеседнику для дальнейшего взаимодействия; принимать решение в соответствии с полученной в ходе диалога информацией; оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; излагать  вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом
 
 
Владеть:
 
навыками коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
основные проявления нарушений устной  речи
 
 
Уметь:
 
определять качество нарушений устной  речи
 
 
Владеть:
 
способностью определять нарушение устной  речи 
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения 
 
 
Уметь:
 
определять направления исследовательской деятельности 
 
 
Владеть:
 
применением различных методик исследовательской деятельности
 
 
 
3.1
Знать:
звуковую сторону устной речи, произносительный аппарат человека,  процесс речеобразования, функциональные области речеобразования; теоретические сведения основ языкознания; правила произношения гласных и согласных звуков; определение понятий "язык" и "речь", функции языка и речи;формы, типы, модель вербальной коммуникации,  виды речевой деятельности;основные единицы вербальной коммуникации, потенциал невербальных средств коммуникации; критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ; основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся; основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии; современные методы и технологии обучения; современные методы и технологии диагностики; способы оценивания  результатов обучения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы языкознания; сознательно воспринимать, анализировать и оценивать речевую практику; правильно произносить гласные и согласные звуки; передавать фактическую информацию, необходимую собеседнику для дальнейшего взаимодействия; оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры; представлять результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы; оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам; определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса; проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса; определять направления исследовательской деятельности; определять методики проведения исследовательской деятельности;находить пути проведения исследовательской деятельности.

 
3.3
Владеть:
орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами языкознания; навыками применения основных критериев культуры речи; основными единицами вербальной коммуникации, потенциалом невербальных средств коммуникации; навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды;навыками исследовательской деятельности в области  языкознания.