2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Проблемы изучения русского языка как иностранного_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Проблемы изучения русского языка как иностранного
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
100
100
100
100
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения учебной дисциплины – рассмотрение проблем  изучения русского языка как иностранного,теоретическая и практическая профессиональная подготовка обучающихся к использованию методики преподавания русского языка как иностранного в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения учебной дисциплины:
1.3
дать обучающимся необходимые знания в области лингвометодических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка как иностранного
1.4
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения русскому языку как иностранному и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике  
1.5
научить проектировать уроки с использованием методики преподавания русского языка как иностранного.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.2
История зарубежной литературы
2.1.3
История русской литературы
2.1.4
Курсовая работа по литературе
2.1.5
Лингвистический анализ художественного текста
2.1.6
Литературоведческий анализ художественного текста
2.1.7
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.8
Основы этимологического анализа
2.1.9
Современная зарубежная литература
2.1.10
Теория и практика русской орфографии
2.1.11
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.12
Курсовая работа по русскому языку
2.1.13
Методика обучения литературе
2.1.14
Производственная педагогическая практика
2.1.15
Современный русский язык
2.1.16
Теория языка
2.1.17
Выразительное чтение
2.1.18
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.19
Методика обучения русскому языку
2.1.20
Теория литературы
2.1.21
Типология текстов
2.1.22
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.23
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.24
История русского литературного языка
2.1.25
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.26
Стилистика
2.1.27
Активные процессы в современном русском языке
2.1.28
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.29
Иностранный язык
2.1.30
Русская диалектология
2.1.31
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.32
Русский язык и культура речи
2.1.33
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.34
Языковая картина мира
2.1.35
Старославянский язык
2.1.36
Фольклор
2.1.37
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.38
Литература русского зарубежья
2.1.39
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.40
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.41
История зарубежной литературы
2.1.42
История русской литературы
2.1.43
Курсовая работа по литературе
2.1.44
Лингвистический анализ художественного текста
2.1.45
Литература русского зарубежья
2.1.46
Литературоведческий анализ художественного текста
2.1.47
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.48
Основы этимологического анализа
2.1.49
Современная зарубежная литература
2.1.50
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.51
Теория и практика русской орфографии
2.1.52
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.53
Курсовая работа по русскому языку
2.1.54
Методика обучения литературе
2.1.55
Производственная педагогическая практика
2.1.56
Современный русский язык
2.1.57
Теория языка
2.1.58
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.59
Методика обучения русскому языку
2.1.60
Теория литературы
2.1.61
Выразительное чтение
2.1.62
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.63
Типология текстов
2.1.64
История русского литературного языка
2.1.65
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.66
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.67
Стилистика
2.1.68
Активные процессы в современном русском языке
2.1.69
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.70
Русская диалектология
2.1.71
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.72
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.73
Языковая картина мира
2.1.74
Старославянский язык
2.1.75
Фольклор
2.1.76
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.77
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.78
Типология текстов
2.1.79
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.80
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.81
Литература русского зарубежья
2.1.82
Основы этимологического анализа
2.1.83
Лингвистический анализ художественного текста
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Знать:
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
 
3.1
Знать:
содержание и структуру системы обучения русскому языку как иностранному (цели, задачи обучения, подходы к обучению языку, принципы, технологии, методы, средства, организационные формы обучения);

содержание примерных рабочих программ по предмету «Русский язык как иностранный язык»;

лингвокультурологические основы преподавания русского языка как иностранного;

основы коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения профессиональных  задач, а также  межличностного и межкультурного взаимодействия

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
проектировать, планировать уроки с использованием методики обучения русскому языку как иностранному;

определять содержание обучения по предмету «Русский язык как иностранный» в соответствии с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

прогнозировать трудности в обучении, обусловленные интерференцией;

выбирать корректные лексические единицы и выражения для осуществления профессиональной коммуникации в письменной и устной форме с учетом межличностного и межкультурного аспекта

 
3.3
Владеть:
навыками формулирования целей для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов по предмету «Русский язык как иностранный»;

навыками проектирования образовательной среды с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

навыком ведения устной и письменной деловой коммуникации  на русском языке для решения профессиональных  задач, а также  межличностного и межкультурного взаимодействия.