2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Теория языка_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Теория языка
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Тарасов Александр  Михайлович
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
18 4/6
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
12
12
30
30
Практические
18
18
12
12
30
30
Итого ауд.
36
36
24
24
60
60
Кoнтактная рабoта
36
36
24
24
60
60
Сам. работа
72
72
48
48
120
120
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании научного мировоззрения, основанного на изучении лингвистической терминологии, лингвистической проблематики, целостного представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения, показав единство различных сторон языковой жизни, опираясь на научное мировоззрение, основанного на изучении лингвистической терминологии, лингвистической проблематики, целостного представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения, показав единство различных сторон языковой жизни,опираясь на научное мировоззрение.  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать умение применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;
1.4
научить обучающихся использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами русского языка;
1.5
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
1.6
способствовать формированию у обучающихся лингвистической компетенции, опираясь на научное мировоззрение.
1.7
      
1.8
         
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Современный русский язык
2.2.3
История русской литературы
2.2.4
История зарубежной литературы
2.2.5
Методика обучения литературе
2.2.6
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.7
Курсовая работа по литературе
2.2.8
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.9
Литература русского зарубежья
2.2.10
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.11
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.12
Основы этимологического анализа
2.2.13
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.14
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.15
Современная зарубежная литература
2.2.16
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.17
Современный литературный процесс
2.2.18
Теория и практика русской орфографии
2.2.19
Филологический анализ текста
2.2.20
Функциональная грамматика русского языка
2.2.21
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.22
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.23
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.24
Педагогическая риторика
2.2.25
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.26
Производственная преддипломная практика
2.2.27
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.28
Современная русская литература
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.29
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.30
Литература русского зарубежья
2.2.31
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.32
Основы этимологического анализа
2.2.33
Функциональная грамматика русского языка
2.2.34
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.35
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.36
Педагогическая риторика
2.2.37
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области философии и социогуманитарных наук;
 
 
Уметь:
 
выделять основные понятия и закономерности в области философии и социогуманитарных наук;
 
 
Владеть:
 
навыками определения основных понятий и закономерностей в области философии и социогуманитарных наук;
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
требования к результатам освоения основной образовательной программы по ступеням общего образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения);
 
 
Уметь:
 
определять содержание обучения по предмету  в соответствии с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
 
 
Владеть:
 
навыками проектирования  рабочих  программ  и тематического плана  по предмету  с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
 
 
 
3.1
Знать:
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;

основные понятия и закономерности в области языкознания в аспекте формирования научного мировоззрения;

характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;

критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета. 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2
Уметь:
анализировать основные характеристики исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;

критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области языкознания для формирования научного мировоззрения;

использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета;

научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;

методами научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;

оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.

 
3.3
Владеть:
навыками анализа основных характеристик исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;

навыками работы с литературой, используя понятийный аппарат в области языкознания для формирования научного мировоззрения;

навыками научного обоснования собственной позиции при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;

навыками использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

методами научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;

навыками оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

навыками проектирования образовательной среды для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.