2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Технология развития критического мышления на уроках русского языка_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александоа Викторовна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к использованию технологии развития критического мышления в преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить требования к профессиональным компетенциям учителя  русского языка и литературы, новые тенденции в методике преподавания русского языка и литературы в школе, современные концепции школьного филологического образования, основные подходы к осуществлению предметных и метапредметных связей при обучении русскому языку;
1.4
научить применять технологию развития критического мышления в зависимости от образовательных задач педагога;
1.5
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения посредством применения технологии развития критического мышления.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Проектная деятельность
2.1.2
Смысловое чтение
2.1.3
Теория обучения
2.1.4
Региональная ономастика
2.1.5
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.6
Старославянский язык
2.1.7
Фольклор
2.1.8
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.9
Смысловое чтение
2.1.10
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.11
Старославянский язык
2.1.12
Фольклор
2.1.13
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.14
Смысловое чтение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.2
История русского литературного языка
2.2.3
Методика обучения русскому языку
2.2.4
Педагогические технологии
2.2.5
Стилистика
2.2.6
Теория литературы
2.2.7
История зарубежной литературы
2.2.8
Методика обучения литературе
2.2.9
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.10
Производственная педагогическая практика
2.2.11
История литературной критики
2.2.12
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.13
Курсовая работа по русскому языку
2.2.14
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.2.15
Теория языка
2.2.16
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.17
История лингвистических учений
2.2.18
Курсовая работа по литературе
2.2.19
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.20
Литература русского зарубежья
2.2.21
Литературоведческий анализ художественного текста
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.22
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.23
Основы этимологического анализа
2.2.24
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.25
Современная зарубежная литература
2.2.26
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.27
Теория и практика русской орфографии
2.2.28
Филологический анализ текста
2.2.29
Функциональная грамматика русского языка
2.2.30
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.31
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.32
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.33
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.34
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.35
Педагогическая риторика
2.2.36
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.37
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.38
Современная русская литература
2.2.39
Типология текстов
2.2.40
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.41
Производственная преддипломная практика
2.2.42
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.43
История русского литературного языка
2.2.44
Методика обучения русскому языку
2.2.45
Стилистика
2.2.46
Теория литературы
2.2.47
История зарубежной литературы
2.2.48
Методика обучения литературе
2.2.49
Типология текстов
2.2.50
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.51
Производственная педагогическая практика
2.2.52
История литературной критики
2.2.53
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.54
Курсовая работа по русскому языку
2.2.55
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.2.56
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.57
История лингвистических учений
2.2.58
Курсовая работа по литературе
2.2.59
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.60
Литература русского зарубежья
2.2.61
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.62
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.63
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.64
Основы этимологического анализа
2.2.65
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.66
Современная зарубежная литература
2.2.67
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.68
Теория и практика русской орфографии
2.2.69
Филологический анализ текста
2.2.70
Функциональная грамматика русского языка
2.2.71
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.72
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.73
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.74
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.75
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.76
Педагогическая риторика
2.2.77
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.78
Производственная преддипломная практика
2.2.79
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.80
Современная русская литература
2.2.81
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.82
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.83
Педагогическая риторика
2.2.84
Типология текстов
2.2.85
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.86
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.87
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.88
Функциональная грамматика русского языка
2.2.89
Литература русского зарубежья
2.2.90
История литературной критики
2.2.91
Основы этимологического анализа
2.2.92
История лингвистических учений
2.2.93
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.94
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики

 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.1
Знать:
современные методы и технологии обучения и диагностики;

основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога, теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;

основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);

критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);

основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык) 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;

применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;

разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;

использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);

оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);

проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык) 

 
3.3
Владеть:
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;

проблемными методами с применением современных технических средств;

методами, направленными на освоение школьниками доступных способов навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;

навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;

навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык),

опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);

опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык)