МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Географии, биологии и методик их преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Изобразительное искусство и Технология
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины – дать обучающимся необходимые знания о функциях организма человека в развитии для правильной организации учебного и воспитательного процесса и повышения его эффективности и качества.
Задачи освоения дисциплины раскрываются в изучении следующих вопросов:
закономерности развития и проявления физиологических функций органов и систем организмов в возрастном аспекте;
морфо-функциональные особенности развития детского организма;
основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе и других детских учреждениях;
формирование необходимых знаний, навыков и умений, необходимых для индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения;
гигиенические средства и методы сохранения и укрепления здоровья детей.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Физическая культура и спорт
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Возрастная психология и педагогическая психология
Психолого-педагогический практикум
Основы пластической анатомии
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
Теория и методика обучения изобразительному искусству
Теория и методика обучения технологии
Учебная практика по технологии
Производственная педагогическая практика
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-8: готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность
способы оценки и контроля уровня физического развития и физической подготовленности, обеспечивающей полноценную деятельность
выявлять уровень физической подготовки, обеспечивающей полноценную деятельность
навыками оценки системы оздоровительных упражнений, направленных на поддержку уровня физической подготовки, обеспечивающей полноценную деятельность
ОПК-2: способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
основы возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
описывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
навыками анализа с возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков в разные периоды их развития;
о критических периодах развития; об особенностях высшей нервной деятельности (ВНД) детского организма.
о классификации типов ВНД и особенностях педагогического подхода к детям с различными типами ВНД;
об особенностях эмоций у детей;
о доминанте и динамическом стереотипе;
о первой и второй сигнальных системах;
о роли учителя в воспитании здорового школьника;
о гигиенических требованиях к расписанию уроков в школе, к организации и проведению уроков, к организации и проведению перемен;
о создании рациональных условий для учебных занятий;
о методах оптимизации учебных занятий;
о физиологической сущности утомления и переутомления учащихся на уроке и факторах, их вызывающих;
о гигиенических требованиях к оборудованию учебных помещений;
о физиологических основах режима дня;
о причинах и профилактике нарушений осанки;
о нарушениях зрения и профилактике близорукости;
о гигиенических требованиях к работе с компьютером, ТСО и наглядными пособиями;
о значении и принципах закаливания;
об основных принципах сбалансированного и рационального питания.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
вырабатывать и закреплять у школьников условные рефлексы, необходимые им в процессе учебных занятий;
способствовать выработке динамического стереотипа у школьников в процессе их обучения и воспитания;
учитывать особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у школьников разных возрастных групп во время урока;
способствовать развитию речи, памяти, зрения и слуха;
учитывать особенности типов ВНД детей в процессе их обучения;
создавать оптимальные внешние условия для учебных занятий;
составлять расписание уроков в школе с учетом гигиенических требований;
правильно организовывать и проводить уроки с учетом мер, направленных на предупреждение раннего и чрезмерного утомления учащихся и сохранения их здоро-вья;
осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим отклонения в физическом развитии;
проводить беседы с учащимися на темы гигиенического содержания;
прививать детям любовь к занятиям спортом и физкультурой;
способствовать привитию учащимся навыков культуры поведения.
методами определения функциональной готовности детей к обучению в школе;
методами изучения умственной работоспособности школьника;
навыками анализа медицинской документации в школе – индивидуальных картах школьника и др.;
методами изучения и оценке режима дня школьника;
методами определения физического развития школьника.