2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Возрастная анатомия_ физиология и гигиена_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины – дать обучающимся необходимые знания о функциях организма человека в развитии для правильной организации учебного и воспитательного процесса и повышения его эффективности и качества.
1.2
Задачи освоения дисциплины раскрываются в изучении следующих вопросов:
1.3
закономерности развития и проявления физиологических функций органов и систем организмов в возрастном аспекте;
1.4
морфо-функциональные особенности развития детского организма;
1.5
основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе и других детских учреждениях;
1.6
формирование необходимых знаний, навыков и умений, необходимых для индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения;
1.7
гигиенические средства и методы сохранения и укрепления здоровья детей.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.2
Психолого-педагогический практикум
2.2.3
Теория обучения
2.2.4
Социальная психология
2.2.5
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.2.6
Педагогические технологии
2.2.7
Учебная археологическая практика
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-8:      готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность 
 
Знать:
 
способы оценки и контроля уровня физического развития и физической подготовленности, обеспечивающей полноценную деятельность 
 
 
Уметь:
 
выявлять уровень физической подготовки, обеспечивающей полноценную деятельность
 
 
Владеть:
 
навыками оценки системы оздоровительных упражнений, направленных  на поддержку уровня физической подготовки, обеспечивающей полноценную деятельность 
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать  возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа с возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.1
Знать:
об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков в разные периоды их развития;

о критических периодах развития; об особенностях высшей нервной деятельности (ВНД) детского организма.

о классификации типов ВНД и особенностях педагогического подхода к детям с различными типами ВНД;

об особенностях эмоций у детей;

о доминанте и динамическом стереотипе;

о первой и второй сигнальных системах;

о роли учителя в воспитании здорового школьника;

о гигиенических требованиях к расписанию уроков в школе, к организации и проведению уроков, к организации и проведению перемен;

о создании рациональных условий для учебных занятий;

о методах оптимизации учебных занятий;

о физиологической сущности утомления и переутомления учащихся на уроке и факторах, их вызывающих;

о гигиенических требованиях к оборудованию учебных помещений;

о физиологических основах режима дня;

о причинах и профилактике нарушений осанки;

о нарушениях зрения и профилактике близорукости;

о гигиенических требованиях к работе с компьютером, ТСО и наглядными пособиями;

о значении и принципах закаливания;

об основных принципах сбалансированного и рационального питания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
вырабатывать и закреплять у школьников условные рефлексы, необходимые им в процессе учебных занятий;

способствовать выработке динамического стереотипа у школьников в процессе их обучения и воспитания;

учитывать особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у школьников разных возрастных групп во время урока;

способствовать развитию речи, памяти, зрения и слуха;

учитывать особенности типов ВНД детей в процессе их обучения;

создавать оптимальные внешние условия для учебных занятий;

составлять расписание уроков в школе с учетом гигиенических требований;

правильно организовывать и проводить уроки с учетом мер, направленных на предупреждение раннего и чрезмерного утомления учащихся и сохранения их здоро-вья;

осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим отклонения в физическом развитии;

проводить беседы с учащимися на темы гигиенического содержания;

прививать детям любовь к занятиям спортом и физкультурой;

способствовать привитию учащимся навыков культуры поведения.

 
3.3
Владеть:
методами определения функциональной готовности детей к обучению в школе;

методами изучения умственной работоспособности школьника;

навыками анализа медицинской документации в школе – индивидуальных картах школьника и др.;

методами изучения и оценке режима дня школьника;

методами определения физического развития школьника.