2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
к.п.н.,  доцент, Ганиева Г.Р.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
18
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
36
36
Практические
18
18
18
18
36
36
Итого ауд.
36
36
36
36
72
72
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
72
72
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:
1.2
создать условия для теоретической подготовки обучающихся к реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
1.3
Задачи:
1.4
повысить уровень   образованности обучающихся в области географии, биологии,  обществознания, краеведения;
1.5
сформировать у обучающихся  первичные профессиональные умения и навыки, в том числе первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности в области естествознания и обществознания.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.3
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.4
Физическая культура и спорт
2.1.5
Теория начального языкового образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.2
Теория и технологии математического развития детей
2.2.3
Теория и технологии экологического развития детей
2.2.4
Теория начального литературного образования
2.2.5
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.6
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.7
Формирование УУД у младших школьников
2.2.8
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.9
Методика обучения татарскому языку
2.2.10
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.11
Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.12
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.2.13
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.14
Технологии начального литературного  образования
2.2.15
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.16
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.17
Организация дошкольного образования
2.2.18
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.19
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.20
Производственная педагогическая практика
2.2.21
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.22
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.23
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.24
Теория и технологии литературного развития детей
2.2.25
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.26
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.27
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.28
Литературное развитие детей
2.2.29
Организация музыкальной деятельности детей
2.2.30
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.31
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.32
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.33
Теория и технологии музыкального развития детей
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.34
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.35
Графическая деятельность младших школьников
2.2.36
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.37
Технология гуманно-личностного подхода к детям
2.2.38
Производственная преддипломная практика
2.2.39
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.40
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.41
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.42
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.43
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.44
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.45
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.46
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.47
Графическая деятельность младших школьников
2.2.48
Технология гуманно-личностного подхода к детям
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
Основы охраны жизни  и здоровья обучающихся (с учетом специфики дисциплины).
 
 
Уметь:
 
Использовать базовые знания для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся.
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа здоровьесберегающих технологий.
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
Основы реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
 
Уметь:
 
Реализовывать образовательную программу по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
 
Владеть:
 
Навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир». 
 
 
Уметь:
 
Использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир». 
 
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.1
Знать:
научные основы естествознанияи  и обществознания в аспекте реализации образовательной программы "Окружающий мир" в начальной школе;

основные физико-географические, ботанические, зоологические, анатомические  и обществоведческие понятия, изучаемые в начальной школе;

основные процессы, происходящие в оболочках Земли, их взаимосвязь и приспособленность к жизни в них растений, животных и человека;

роль живого вещества в биосфере;

закономерности эволюционного развития растительного, животного мира и человека;

взаимоотношения организмов и среды, взаимосвязи животных и растений в естественных сообществах;

принципы классификации растений и животных;

особенности анатомии и физиологии отдельных групп растений и животных;

основные экологические группы растений и животных;

основные фито- и зооценозы различных биоценозов;

принципы охраны природы;

особенности природы родного края;

способы охраны жизни и охраны здоровья человека.

способы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
работать с метеорологическими приборами,  коллекциями, общегеографическими и тематическими картами и другими наглядными пособиями, которые используются в начальной школе;

проводить наблюдения за явлениями природы, растительными и животными организмами в аспекте реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.;

изучать и описывать конкретные природные объекты и оформлять результаты наблюдений и практических работ в аспекте реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.;;

владеть навыками работы с литературой картами, атласами и другими пособиями;

пользоваться определителями минералов, растений и животных;

выявлять и оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду;

использовать знания по естествознанию и обществознанию для формирования у младших школьников бережного отношения к природе и основ экологической безопасности и поведения в городе;

использовать знания по естествознанию для формирования ответственного отношения  у младших школьников к своему здоровью и здоровью окружающих;

применять различные способы использования обществоведческих  знаний для ориентирования в современном информационном пространстве;  

оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».

 
3.3
Владеть:
анализа и обобщения информации, включая методы естественных, социальных и гуманитарных дисциплин в аспекте реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.;

применения  систематизированных теоретических и практических знаний естествоведческих и общестоведческих  наук для разработки и реализации  образовательных программ по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО;

анализа естественнонаучных знаний для ориентирования в современном информационном пространстве;

отбора здоровьесберегающих технологий для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся.