2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ганиева Г.Р.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
151
151
151
151
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:
1.2
создать условия для теоретической подготовки обучающихся к реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
1.3
Задачи:
1.4
повысить уровень   образованности обучающихся в области географии, биологии,  обществознания, краеведения;
1.5
сформировать у обучающихся  первичные профессиональные умения и навыки, в том числе первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности в области естествознания и обществознания.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Дошкольная педагогика
2.1.3
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.4
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Геометрические фигуры на плоскости
2.2.2
Краеведение в начальной школе
2.2.3
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.4
Практикум по дошкольной педагогике
2.2.5
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.2.6
Теория и технологии развития речи у детей
2.2.7
Теория начального литературного образования
2.2.8
Экологическое образование младших школьников
2.2.9
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.2.10
Географическое образование младших школьников
2.2.11
Историческое образование младших школьников
2.2.12
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.13
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.14
Производственная педагогическая практика
2.2.15
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.16
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.17
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.18
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.19
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.20
Технологии начального литературного образования
2.2.21
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.22
Актуальные проблемы современного языкознания
2.2.23
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.24
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.25
Графическая деятельность младших школьников
2.2.26
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.27
Дизайнерская обработка материалов
2.2.28
Конструкторская деятельность младших школьников
2.2.29
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.30
Литературное образование дошкольников
2.2.31
Методика обучения татарскому языку
2.2.32
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.33
Организация дошкольного образования
2.2.34
Организация семейных праздников и досуга детей
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.35
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.36
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.37
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.38
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.39
Современное русское словоизменение
2.2.40
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.41
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.42
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.43
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.44
Производственная преддипломная практика
2.2.45
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.46
Геометрические фигуры на плоскости
2.2.47
Практикум по дошкольной педагогике
2.2.48
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.2.49
Экологическое образование младших школьников
2.2.50
Географическое образование младших школьников
2.2.51
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.52
Графическая деятельность младших школьников
2.2.53
Дизайнерская обработка материалов
2.2.54
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.55
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.56
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.57
Современное русское словоизменение
2.2.58
Основы психодидактики и развивающего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
Основы охраны жизни  и здоровья обучающихся (с учетом специфики дисциплины).
 
 
Уметь:
 
Использовать базовые знания для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся.
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа здоровьесберегающих технологий.
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
Основы реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
 
Уметь:
 
Реализовывать образовательную программу по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
 
Владеть:
 
Навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир». 
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир». 
 
 
 
3.1
Знать:
научные основы естествознанияи  и обществознания в аспекте реализации образовательной программы "Окружающий мир" в начальной школе;

основные физико-географические, ботанические, зоологические, анатомические  и обществоведческие понятия, изучаемые в начальной школе;

основные процессы, происходящие в оболочках Земли, их взаимосвязь и приспособленность к жизни в них растений, животных и человека;

роль живого вещества в биосфере;

закономерности эволюционного развития растительного, животного мира и человека;

взаимоотношения организмов и среды, взаимосвязи животных и растений в естественных сообществах;

принципы классификации растений и животных;

особенности анатомии и физиологии отдельных групп растений и животных;

основные экологические группы растений и животных;

основные фито- и зооценозы различных биоценозов;

принципы охраны природы;

особенности природы родного края;

способы охраны жизни и охраны здоровья человека.

способы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
работать с метеорологическими приборами,  коллекциями, общегеографическими и тематическими картами и другими наглядными пособиями, которые используются в начальной школе;

проводить наблюдения за явлениями природы, растительными и животными организмами в аспекте реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.;

изучать и описывать конкретные природные объекты и оформлять результаты наблюдений и практических работ в аспекте реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.;;

владеть навыками работы с литературой картами, атласами и другими пособиями;

пользоваться определителями минералов, растений и животных;

выявлять и оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду;

использовать знания по естествознанию и обществознанию для формирования у младших школьников бережного отношения к природе и основ экологической безопасности и поведения в городе;

использовать знания по естествознанию для формирования ответственного отношения  у младших школьников к своему здоровью и здоровью окружающих;

применять различные способы использования обществоведческих  знаний для ориентирования в современном информационном пространстве;  

оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».

 
3.3
Владеть:
анализа и обобщения информации, включая методы естественных, социальных и гуманитарных дисциплин в аспекте реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.;

применения  систематизированных теоретических и практических знаний естествоведческих и общестоведческих  наук для разработки и реализации  образовательных программ по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО;

анализа естественнонаучных знаний для ориентирования в современном информационном пространстве;

отбора здоровьесберегающих технологий для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся.