МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Математики, физики и методик их обучения
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Математическая логика и теория алгоритмов
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Математика
к.ф.-м.н., доц., Шакиров Р.Г.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z44.03.01 М 1922 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: «Математическая логика и теория алгоритмов» является формирование и развитие у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, формирование систематизированных знаний, умений и навыков в области математической логики и теории алгоритмов и её основных методов, позволяющих подготовить конкурентноспособного выпускника для сферы образования, готового к инновационной творческой реализации в образовательных учреждениях различного уровня и профиля.
Задачи освоения дисциплины:
содействовать средствами дисциплины «Математическая логика и теория алгоритмов» развитию у студентов мотивации к педагогической деятельности, профессионального мышления, коммуникативной готовности, общей культуры;
научить студентов ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
сформировать систематизированные знаний в области математической логики, представлений о проблемах оснований математики и роли математической логики в их решении;
развитие логического мышления, логической культуры, логической интуиции, разъяснение понятия алгоритма, его основных свойств, изложение основ теории рекурсивных функций, теории машин Тьюринга и нормальных алгоритмов Маркова.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Обеспечить овладение обучающимися методами математики и возможностями применения полученных знаний в различных областях их профессиональной деятельности;
уделить внимание приложению логической науки к логико-математической практике (решение текстовых математических и геометрических задач, а также задач логического характера) и анализу и синтезу дискретных устройств, что является корнем понимания функционирования электронно-вычислительных машин.
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Курс «математической логики и теории алгоритмов» имеет разнообразные межпредметные связи с курсами «Математика», «Абстрактная и компьютерная алгебра», «Программирование», «Дискретная математика» и другими.
Избранные главы элементарной математики
Вычислительная математика
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (по программированию)
Решение олимпиадных задач по математике
Специальные методы решения математических задач
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Производственная преддипломная практика
Производственная преддипломная практика
Специальные методы решения математических задач
Методы решения старинных задач
Мультимедиа технологии в образовании
Внеклассная работа по математике
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УП: z44.03.01 М 1922 гр..plx
основы алгебры высказываний;
основные понятия теории булевых функций;
основные понятия логики предикатов;
методы формализации для исследования условия поставленной задачи;
законы логической равносильности;
компоненты (аксиомы и правила вывода) и
характеристики (свойства) исчислений высказываний и важнейших теорий первого
порядка; результаты о непротиворечивости и
независимости в арифметике и теории множеств; методы математической логики для
изучения математических доказательств и
теорий. Основные черты алгоритмов;
применения алгебры высказываний,
теории булевых функций, алгебры предикатов, формализованного исчисления;
основные принципы построения моделей теорий и свойства моделей;
принципы аксиоматического построения формализованного исчисления высказываний, понятие вывода, свойства выводимости из гипотез, теорему о дедукции, её
применение, производные правила вывода,
свойства формализованного исчисления высказываний;
роль математической логики в вопросах обоснования математики, тенденции в
развитии современной математической логики, проблемы оснований математики, парадоксы теории множеств, проблему непротиворечивости математики, необходимость
уточнения понятия алгоритма, примеры алгебраически неразрешимых проблем в математике и информатике.
анализировать структуру математических утверждений;
находить нормальные формы для формул алгебры высказываний;
применять изученные методы в ходе профессиональной деятельности;
использовать логические методы исследования для построения и реализации плана решения задачи;
использовать основные положения математической логики при решении задач;
использовать законы логики для проверки правильности суждений, решении логических задач, построении доказательств математических утверждений;
строить примеры математических моделей;
ориентироваться в этапах постановки, разрешения основных математических проблем;
распознавать тождественно истинные (простейшие общезначимые) формулы языка логики высказываний (предикатов);
применять средства языка логики предикатов для записи и анализа математических предложений;
строить простейшие выводы (в виде дерева) в исчислениях высказываний и использовать эти модели для объяснения сути и строения математических доказательств.
навыками применения методов логической обработки информации при формализации условия;
основными методами математической логики и теории алгоритмов;
техникой равносильных преобразований логических формул;
методами распознавания тождественно истинных формул и равносильных формул;
дедуктивным аппаратом изучаемых логических исчислений;
навыками использования логических законов;
навыками использования моделей при решении практических задач;
рациональными способами получения знаний по математической логике и теории алгоритмов;
техникой логических преобразований, особенно обращению с кванторами, научиться формально доказывать формулы исчисления высказываний (теоремы). При достаточном количестве производных правил уметь провести доказательство любой тавтологии т.п.;
основными приемами преобразования релейно-контактных схем в формулы алгебры булевых функций.
УП: z44.03.01 М 1922 гр..plx