2022-2023_z44_03_01 М 1922 гр__plx_Математическая логика и теория алгоритмов_Математика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Математическая логика и теория алгоритмов
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Математика
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
к.ф.-м.н., доц., Шакиров Р.Г.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: «Математическая логика и теория алгоритмов» является формирование и развитие у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, формирование систематизированных знаний, умений и навыков в области математической логики и теории алгоритмов и её основных методов, позволяющих подготовить конкурентноспособного выпускника для сферы образования, готового к инновационной творческой реализации в образовательных учреждениях различного уровня и профиля.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
содействовать средствами дисциплины «Математическая логика и теория алгоритмов» развитию у студентов мотивации к педагогической деятельности, профессионального мышления, коммуникативной готовности, общей культуры;
1.4
научить студентов ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
1.5
сформировать систематизированные знаний в области математической логики, представлений о проблемах оснований математики и роли математической логики в их решении;
1.6
развитие логического мышления, логической культуры, логической интуиции, разъяснение понятия алгоритма, его основных свойств, изложение основ теории рекурсивных функций, теории машин Тьюринга и нормальных алгоритмов Маркова.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Обеспечить овладение обучающимися методами математики и возможностями применения полученных  знаний в различных областях их профессиональной деятельности;
2.1.2
уделить внимание приложению логической науки к логико-математической практике (решение текстовых математических и геометрических задач, а также задач логического характера) и анализу и синтезу дискретных устройств, что является корнем понимания функционирования электронно-вычислительных машин.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курс «математической логики и теории алгоритмов» имеет разнообразные межпредметные связи с курсами «Математика», «Абстрактная и компьютерная алгебра», «Программирование», «Дискретная математика» и другими.
2.2.2
Избранные главы элементарной математики
2.2.3
Вычислительная математика
2.2.4
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (по программированию)
2.2.5
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.6
Специальные методы решения математических задач
2.2.7
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.8
Производственная преддипломная практика
2.2.9
Производственная преддипломная практика
2.2.10
Специальные методы решения математических задач
2.2.11
Методы решения старинных задач
2.2.12
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.13
Внеклассная работа по математике
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 3
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы алгебры высказываний;
3.1.2
основные понятия теории булевых функций;
3.1.3
основные понятия логики предикатов;
3.1.4
методы формализации для исследования условия поставленной задачи;
3.1.5
законы логической равносильности;
3.1.6
компоненты (аксиомы и правила вывода) и
3.1.7
характеристики (свойства) исчислений высказываний и важнейших теорий первого
3.1.8
порядка; результаты о непротиворечивости и
3.1.9
независимости в арифметике и теории множеств; методы математической логики для
3.1.10
изучения математических доказательств и
3.1.11
теорий. Основные черты алгоритмов;
3.1.12
применения алгебры высказываний,
3.1.13
теории булевых функций, алгебры предикатов, формализованного исчисления;
3.1.14
основные принципы построения моделей теорий и свойства моделей;
3.1.15
принципы аксиоматического построения формализованного исчисления высказываний, понятие вывода, свойства выводимости из гипотез, теорему о дедукции, её
3.1.16
применение, производные правила вывода,
3.1.17
свойства формализованного исчисления высказываний;
3.1.18
роль математической логики в вопросах обоснования математики, тенденции в
3.1.19
развитии современной математической логики, проблемы оснований математики, парадоксы теории множеств, проблему непротиворечивости математики, необходимость
3.1.20
уточнения понятия алгоритма, примеры алгебраически неразрешимых проблем в математике и информатике.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать структуру математических утверждений;
3.2.2
находить нормальные формы для формул алгебры высказываний;
3.2.3
применять изученные методы в ходе профессиональной деятельности;
3.2.4
использовать логические методы исследования для построения и реализации плана решения задачи;
3.2.5
использовать основные положения математической логики при решении задач;
3.2.6
использовать законы логики для проверки правильности суждений, решении логических задач, построении доказательств математических утверждений;
3.2.7
строить примеры математических моделей;
3.2.8
ориентироваться в этапах постановки, разрешения основных математических проблем;
3.2.9
распознавать тождественно истинные (простейшие общезначимые) формулы языка логики высказываний (предикатов);
3.2.10
применять средства языка логики предикатов для записи и анализа математических предложений;
3.2.11
строить простейшие выводы (в виде дерева) в исчислениях высказываний и использовать эти модели для объяснения сути и строения математических доказательств.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения методов логической обработки информации при формализации условия;
3.3.2
основными методами математической логики и теории алгоритмов;
3.3.3
техникой равносильных преобразований логических формул;
3.3.4
методами распознавания тождественно истинных формул и равносильных формул;
3.3.5
дедуктивным аппаратом изучаемых логических исчислений;
3.3.6
навыками использования логических законов;
3.3.7
навыками использования моделей при решении практических задач;
3.3.8
рациональными способами получения знаний по математической логике и теории алгоритмов;
3.3.9
техникой логических преобразований, особенно обращению с кванторами, научиться формально  доказывать  формулы  исчисления  высказываний (теоремы). При достаточном количестве производных правил уметь провести доказательство любой тавтологии т.п.;
3.3.10
основными приемами преобразования релейно-контактных схем в формулы алгебры булевых функций.
 
 
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx