2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
14 2/6
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
12
12
26
26
Практические
28
28
12
12
40
40
Итого ауд.
42
42
24
24
66
66
Кoнтактная рабoта
42
42
24
24
66
66
Сам. работа
66
66
12
12
78
78
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
72
72
180
180
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать знания обучающихся в области методики и педагогических технологий начального языкового образования, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания русского языка, поиску новых технологий, связанных с организацией урока русского языка.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать теоретические знания и практические умения, навыки, необходимые для обучения учащихся начальной школы русскому языку;
1.4
изучить вариативные учебные программы и УМК по русскому языку в системе начального образования;
1.5
сформировать умения по проведению разных типов уроков по дисциплине «Русский язык», а также внеклассных и внеурочных занятий и мероприятий;
1.6
подготовить обучающихся к квалифицированному обучению и развитию младших школьников в процессе изучения русского языка;
1.7
научить осуществлять контроль и оценку формирования результатов языкового образования обучающихся младших классов, выявлять и корректировать трудности в обучении языку и разным видам лингвистического анализа;
1.8
научить разрабатывать компоненты основных и дополнительных образовательных программ (в том числе с применением ИКТ).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогика
2.1.2
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.3
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.4
Учебная технологическая практика
2.1.5
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.1.6
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
2.1.7
Психология
2.1.8
Психология воспитательных практик
2.1.9
Теория и технологии  математического развития детей
2.1.10
Учебная практика  по естествознанию
2.1.11
Учебная технологическая практика
2.1.12
Иностранный язык
2.1.13
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.14
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
2.1.15
История (история России, всеобщая история)
2.1.16
Методика и технологии дошкольного образования
2.1.17
Методика и технологии обучения в начальной школе
2.1.18
Финансово-экономический практикум
2.1.19
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Искусство и технология в начальной школе
2.2.2
Курсовая работа по теории и методике дошкольного образования
2.2.3
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
2.2.4
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.5
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.6
Курсовая работа по теории и методике начального образования
2.2.7
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Работа с одаренными детьми
2.2.10
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.11
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.12
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.2.13
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.14
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.15
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.16
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.17
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.18
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
2.2.19
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
2.2.20
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
нормативные документы, определяющие содержание и формы организации языкового образования в начальной школе;
3.1.2
психолого-педагогические и лингвистические основы методики обучения русскому языку в начальных классах и вытекающие из них методические закономерности;
3.1.3
задачи, содержание, способы и средства обучения русскому языку в начальной школе;
3.1.4
методику подбора и применения диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Русский язык";
3.1.5
типичные затруднения учащихся в овладении языковедческой деятельностью, их причины, способы их выявления и пути преодоления;
3.1.6
основы теории учебной деятельности, направленной на усвоение языковых понятий, овладение универсальными учебными действиями и личностное развитие учащихся;
3.1.7
технологии (в т.ч. и цифровые) реализации деятельностного подхода к обучению русскому языку в начальной школе;
3.1.8
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
3.1.9
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
3.1.10
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
3.1.11
диагностические средства, формы контроля и оценки (в т.ч. и цифровые) сформированности образовательных результатов обучающихся.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать, разрабатывать и проводить уроки русского языка с учетом специфики данного УМК и требований нового ФГОС НОО, построенные на деятельностной основе, сориентированные на формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими первичных лингвистических знаний и умений;
3.2.2
организовывать процесс обучения русскому языку (систему уроков и внеурочную деятельность) в начальной школе, направленный на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.2.3
реализовывать образовательную программу по предмету "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
3.2.4
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
3.2.5
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки (в т.ч. и цифровые) сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Русский язык";
3.2.6
формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Русский язык".
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными технологиями (в т.ч. цифровые) формирования языковедческой деятельности младших школьников;
3.3.2
методикой и технологиями (в т.ч. и цифровыми) применения различных диагностических средств, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Русский язык";
3.3.3
методикой и технологиями (в т.ч. и цифровыми) выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Русский язык";
3.3.4
навыками организации образовательного процесса на уроках русского языка и во внеурочной работе, направленного на формирование универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие учащихся;
3.3.5
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО с учетом специфики образовательного учреждения;
3.3.6
методикой и технологиями (в т.ч. и цифровыми) выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Русский язык ".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx