2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Возрастная анатомия_ физиология и гигиена_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Лабораторные
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины – дать обучающимся необходимые знания о функциях организма человека в развитии для правильной организации учебного и воспитательного процесса и повышения его эффективности и качества.
1.2
Задачи освоения дисциплины раскрываются в изучении следующих вопросов:
1.3
закономерности развития и проявления физиологических функций органов и систем организмов в возрастном аспекте;
1.4
морфо-функциональные особенности развития детского организма;
1.5
основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе и других детских учреждениях;
1.6
формирование необходимых знаний, навыков и умений, необходимых для индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения;
1.7
гигиенические средства и методы сохранения и укрепления здоровья детей.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.2
Психолого-педагогический практикум
2.2.3
История педагогики и образования
2.2.4
Социальная психология
2.2.5
Педагогика раннего возраста
2.2.6
Теория и технологии развития речи у детей
2.2.7
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.8
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.9
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.10
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.11
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.12
Поликультурное образование
2.2.13
Работа с одарёнными детьми
2.2.14
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.15
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.16
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.17
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.18
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.19
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.20
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.21
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.22
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.23
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.24
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.25
Производственная педагогическая практика
2.2.26
Производственная преддипломная практика
2.2.27
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.28
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.29
Работа с одарёнными детьми
2.2.30
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.31
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.32
Психология семьи и семейного воспитания
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-8:      готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность 
 
Знать:
 
способы оценки и контроля уровня физического развития и физической подготовленности, обеспечивающей полноценную деятельность 
 
 
Уметь:
 
выявлять уровень физической подготовки, обеспечивающей полноценную деятельность
 
 
Владеть:
 
навыками оценки системы оздоровительных упражнений, направленных  на поддержку уровня физической подготовки, обеспечивающей полноценную деятельность 
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать  возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
3.1
Знать:
об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков в разные периоды их развития;

о критических периодах развития; об особенностях высшей нервной деятельности (ВНД) детского организма.

о классификации типов ВНД и особенностях педагогического подхода к детям с различными типами ВНД;

об особенностях эмоций у детей;

о доминанте и динамическом стереотипе;

о первой и второй сигнальных системах;

о роли учителя в воспитании здорового школьника;

о гигиенических требованиях к расписанию уроков в школе, к организации и проведению уроков, к организации и проведению перемен;

о создании рациональных условий для учебных занятий;

о методах оптимизации учебных занятий;

о физиологической сущности утомления и переутомления учащихся на уроке и факторах, их вызывающих;

о гигиенических требованиях к оборудованию учебных помещений;

о физиологических основах режима дня;

о причинах и профилактике нарушений осанки;

о нарушениях зрения и профилактике близорукости;

о гигиенических требованиях к работе с компьютером, ТСО и наглядными пособиями;

о значении и принципах закаливания;

об основных принципах сбалансированного и рационального питания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
вырабатывать и закреплять у школьников условные рефлексы, необходимые им в процессе учебных занятий;

способствовать выработке динамического стереотипа у школьников в процессе их обучения и воспитания;

учитывать особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у школьников разных возрастных групп во время урока;

способствовать развитию речи, памяти, зрения и слуха;

учитывать особенности типов ВНД детей в процессе их обучения;

создавать оптимальные внешние условия для учебных занятий;

составлять расписание уроков в школе с учетом гигиенических требований;

правильно организовывать и проводить уроки с учетом мер, направленных на предупреждение раннего и чрезмерного утомления учащихся и сохранения их здоро-вья;

осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим отклонения в физическом развитии;

проводить беседы с учащимися на темы гигиенического содержания;

прививать детям любовь к занятиям спортом и физкультурой;

способствовать привитию учащимся навыков культуры поведения.

 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.3
Владеть:
методами определения функциональной готовности детей к обучению в школе;

методами изучения умственной работоспособности школьника;

навыками анализа медицинской документации в школе – индивидуальных картах школьника и др.;

методами изучения и оценке режима дня школьника;

методами определения физического развития школьника.