МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Географии, биологии и методик их преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины – дать обучающимся необходимые знания о функциях организма человека в развитии для правильной организации учебного и воспитательного процесса и повышения его эффективности и качества.
Задачи освоения дисциплины раскрываются в изучении следующих вопросов:
закономерности развития и проявления физиологических функций органов и систем организмов в возрастном аспекте;
морфо-функциональные особенности развития детского организма;
основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе и других детских учреждениях;
формирование необходимых знаний, навыков и умений, необходимых для индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения;
гигиенические средства и методы сохранения и укрепления здоровья детей.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная практика по воспитательной работе
Теория и технология воспитания
Теория и технология обучения
Учебная практика по получению первичных навыков ведения образовательной деятельности по предметам: "Русский язык" и "Литература"
Производственная культурно-просветительская практика
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Производственная педагогическая практика
Технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1: Умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков в разные периоды их развития;
о критических периодах развития; об особенностях высшей нервной деятельности (ВНД) детского организма.
о классификации типов ВНД и особенностях педагогического подхода к детям с различными типами ВНД;
об особенностях эмоций у детей;
о доминанте и динамическом стереотипе;
о первой и второй сигнальных системах;
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
о роли учителя в воспитании здорового школьника;
о гигиенических требованиях к расписанию уроков в школе, к организации и проведению уроков, к организации и проведению перемен;
о создании рациональных условий для учебных занятий;
о методах оптимизации учебных занятий;
о физиологической сущности утомления и переутомления учащихся на уроке и факторах, их вызывающих;
о гигиенических требованиях к оборудованию учебных помещений;
о физиологических основах режима дня;
о причинах и профилактике нарушений осанки;
о нарушениях зрения и профилактике близорукости;
о гигиенических требованиях к работе с компьютером, ТСО и наглядными пособиями;
о значении и принципах закаливания;
об основных принципах сбалансированного и рационального питания.
вырабатывать и закреплять у школьников условные рефлексы, необходимые им в процессе учебных занятий;
способствовать выработке динамического стереотипа у школьников в процессе их обучения и воспитания;
учитывать особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у школьников разных возрастных групп во время урока;
способствовать развитию речи, памяти, зрения и слуха;
учитывать особенности типов ВНД детей в процессе их обучения;
создавать оптимальные внешние условия для учебных занятий;
составлять расписание уроков в школе с учетом гигиенических требований;
правильно организовывать и проводить уроки с учетом мер, направленных на предупреждение раннего и чрезмерного утомления учащихся и сохранения их здоро-вья;
осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим отклонения в физическом развитии;
проводить беседы с учащимися на темы гигиенического содержания;
прививать детям любовь к занятиям спортом и физкультурой;
способствовать привитию учащимся навыков культуры поведения.
методами определения функциональной готовности детей к обучению в школе;
методами изучения умственной работоспособности школьника;
навыками анализа медицинской документации в школе – индивидуальных картах школьника и др.;
методами изучения и оценке режима дня школьника;
методами определения физического развития школьника.
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx