2022-2023_z44_03_05 ФК и БЖ 2192_ 2193_ 2092_ 1992 гр__plx_Возрастная анатомия_ физиология и гигиена_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: дать обучающимся необходимые знания о функциях организма человека в развитии для правильной организации учебного и воспитательного процесса и повышения его эффективности и качества.
1.2
Задачи освоения дисциплины раскрываются в изучении следующих вопросов:
1.3
закономерности развития и проявления физиологических функций органов и систем организмов в возрастном аспекте;
1.4
морфо-функциональные особенности развития детского организма;
1.5
основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе и других детских учреждениях;
1.6
формирование необходимых знаний, навыков и умений, необходимых для индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения;
1.7
гигиенические средства и методы сохранения и укрепления здоровья детей.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика по воспитательной работе
2.2.2
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.2.3
Теория и технология обучения
2.2.4
Теория и технология  воспитания   
2.2.5
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
2.2.6
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.2.7
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.2.8
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.9
Валеология
2.2.10
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.11
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.12
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.13
Производственная педагогическая практика
2.2.14
Учебная практика по внеурочной деятельности
2.2.15
Физиология высшей нервной деятельности
2.2.16
Система гражданской защиты населения
2.2.17
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.18
Лечебная физическая культура
2.2.19
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.20
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.21
Пожарная безопасность
2.2.22
Спортивная медицина
2.2.23
Спортивная морфология
2.2.24
Физиология спорта
2.2.25
История физической культуры
2.2.26
Международное олимпийское движение
2.2.27
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.28
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.29
Система гражданской защиты населения
2.2.30
Физиология высшей нервной деятельности
2.2.31
Спортивная медицина
2.2.32
Спортивная морфология
2.2.33
История физической культуры
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков в разные периоды их развития;
3.1.2
о критических периодах развития; об особенностях высшей нервной деятельности (ВНД) детского организма.
3.1.3
о классификации типов ВНД и особенностях педагогического подхода к детям с различными типами ВНД;
3.1.4
об особенностях эмоций у детей;
3.1.5
о доминанте и динамическом стереотипе;
3.1.6
о первой и второй сигнальных системах;
3.1.7
о роли учителя в воспитании здорового школьника;
3.1.8
о гигиенических требованиях к расписанию уроков в школе, к организации и проведению уроков, к организации и проведению перемен;
3.1.9
о создании рациональных условий для учебных занятий;
3.1.10
о методах оптимизации учебных занятий;
3.1.11
о физиологической сущности утомления и переутомления учащихся на уроке и факторах, их вызывающих;
3.1.12
о гигиенических требованиях к оборудованию учебных помещений;
3.1.13
о физиологических основах режима дня;
3.1.14
о причинах и профилактике нарушений осанки;
3.1.15
о нарушениях зрения и профилактике близорукости;
3.1.16
о гигиенических требованиях к работе с компьютером, ТСО и наглядными пособиями;
3.1.17
о значении и принципах закаливания;
3.1.18
об основных принципах сбалансированного и рационального питания.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
вырабатывать и закреплять у школьников условные рефлексы, необходимые им в процессе учебных занятий;
3.2.2
способствовать выработке динамического стереотипа у школьников в процессе их обучения и воспитания;
3.2.3
учитывать особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у школьников разных возрастных групп во время урока;
3.2.4
способствовать развитию речи, памяти, зрения и слуха;
3.2.5
учитывать особенности типов ВНД детей в процессе их обучения;
3.2.6
создавать оптимальные внешние условия для учебных занятий;
3.2.7
составлять расписание уроков в школе с учетом гигиенических требований;
3.2.8
правильно организовывать и проводить уроки с учетом мер, направленных на предупреждение раннего и чрезмерного утомления учащихся и сохранения их здоро-вья;
3.2.9
осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим отклонения в физическом развитии;
3.2.10
проводить беседы с учащимися на темы гигиенического содержания;
3.2.11
прививать детям любовь к занятиям спортом и физкультурой;
3.2.12
способствовать привитию учащимся навыков культуры поведения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа результатов своей профессиональной деятельности с целью дальнейшего его совершенствования;
3.3.2
методами определения функциональной готовности детей к обучению в школе;
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3.3.3
методами изучения умственной работоспособности школьника;
3.3.4
навыками анализа медицинской документации в школе – индивидуальных картах школьника и др.;
3.3.5
методами изучения и оценке режима дня школьника;
3.3.6
методами определения физического развития школьника.