МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Географии, биологии и методик их преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Возрастная физиология и психофизиология
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся систематизированных знаний в области строения и функционирования организма человека, процессов, протекающих в нем, механизмов деятельности организма на различных возрастных этапах.
Задачи освоения дисциплины раскрываются в изучении следующих вопросов:
закономерности развития и проявления физиологических функций органов и систем организмов в возрастном аспекте;
морфо-функциональные особенности развития детского организма;
основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе и других детских учреждениях;
формирование необходимых знаний, навыков и умений, необходимых для индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Логопедические технологии
Логопедия (Нарушения голоса)
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
Теории обучения и воспитания
Формы логопедической работы
Клиника интеллектуальных нарушений
Концепции современного естествознания
Курсовая работа по модулю 6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Оногенез речевой деятельности
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика научно-исследовательская работа
Онтогенез речевой деятельности
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Онтогенез речевой деятельности
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
Основные естественнонаучные понятия и законы, необходимые для ориентирования в современном информационном пространстве
Находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных знаний.
Основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
основы образовательно-коррекционого процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
описывать образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
навыками анализа образовательно-коррекционого процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
Основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области медико-биологических знаний
Систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области медико-биологических знаний
Навыками постановки и решения исследовательских задач в области медико-биологических знаний
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
основные положения и терминологию физиологии и психофизиологии;
основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека;
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
основы гигиены детей и подростков.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
применять знания по физиологии и психофизиологии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте и проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей, подростков и молодежи;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения;
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.
методами определения функциональной готовности детей к обучению в школе;
методами изучения умственной работоспособности школьника;
навыками анализа медицинской документации в школе – индивидуальных картах школьника и др.;
методами изучения и оценке режима дня школьника;
методами определения физического развития школьника.