МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Географии, биологии и методик их преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - получение общих представлений о болезнях нервной системы у детей.
Задачи освоения дисциплины:
изучение строения и функций отделов нервной системы,
овладение методами проведения неврологического исследования психомоторных функций,
изучение общих неврологических синдромов и болезней нервной системы у детей
знакомство с принципами абилитации и реабилитации у детей с неврологической патологией.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Возрастная физиология и психофизиология
Физиология ВНД и сенсорных систем
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Клиника интеллектуальных нарушений
Концепции современного естествознания
Курсовая работа по модулю 6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Оногенез речевой деятельности
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Онтогенез речевой деятельности
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Онтогенез речевой деятельности
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
основные естественнонаучные понятия и законы, необходимые для ориентирования в современном информационном пространстве
находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных знаний.
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
основы возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
описывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
навыками анализа возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
определять заболевания нервной системы
методами определения функционального состояния нервной системы
принцип строения головного и спинного мозга;
основные отделы головного мозга и его структурно-функциональные образования;
основные синдромы чувствительных, двигательных и вегетативных расстройств;
синдромы нарушений высших корковых функций;
причины возникновения, клинические проявления и исходы пре– и перинатальных поражений центральной нервной системы;
наиболее часто встречающиеся пороки развития головного мозга;
виды, клинические проявления и возможные исходы травматических, инфекционных и сосудистых поражений нервной системы;
основные наследственные болезни нервной системы, проявляющиеся в детском возрасте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
проводить синдромный анализ различных заболеваний нервной системы, с выделением чувствительных, двигательных, вегетативных расстройств и нарушений высших корковых функций;
определять возможный очаг поражения на основе клинической симптоматики;
дифференцировать различные болезни нервной системы по этиологическому, патогенетическому и клинико-неврологическому принципу;
выявлять чувствительные, двигательные и вегетативные расстройства;
выявлять патологию (или недостаточность) черепно-мозговой иннервации;
проводить клиническое неврологическое обследование детей по общепринятой схеме;
сочетать при выборе методов коррекционной работы лечебные и педагогические мероприятия.
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
основными диагностическими пробами для определения функционального состояния нервной системы, как центральных так и периферических отделов;
методикой проведения расспроса жалоб и сбора анамнеза у неврологического больного;
методами медико-психологической помощи детям с неврологической патологией.