2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_История России новейшего времени_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
История России новейшего времени
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
д-р ист. наук, профессор, Корнилова И.В.;канд. ист. наук, доцент, Сабиров И.Т.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
18 1/6
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
50
50
86
86
Практические
36
36
68
68
104
104
Итого ауд.
72
72
118
118
190
190
Кoнтактная рабoта
72
72
118
118
190
190
Сам. работа
36
36
62
62
98
98
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
144
144
216
216
360
360
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний об основных этапах,закономерностях и особенностях истории России новейшего времени (ХХ – начала XXI века) с учётом логических и содержательно-методических связей в предметной области "История России" и задач по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, введение в круг исторических проблем,связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации для формирования гражданской позиции и получения профессиональных качеств, необходимых для устойчивой конкурентоспособности на рынке труда в качестве учителя.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить исторические даты, факты, события, характеризующие политические, социально-экономические и культурные закономерности развитие России ХХ века;
1.4
обращать внимание не только на фиксацию исторических фактов, но и на их нравственное осмысление;
1.5
показать историю России ХХ века личностной и фактичной;
1.6
формировать историческое сознание посредством усвоения новых понятий и терминов, принятых в новейших теоретических и практических исследованиях;
1.7
сформировать умение выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам новейшего периода;
1.8
ознакомить с технологиями приобретения, использования и обновления знаний по истории России;
1.9
сформировать навыки анализа исторических проблем, установления причинно-следственных связей; выявления общих черт и различий сравниваемых исторических процессов и событий;
1.10
сформировать умение ориентироваться в источниках и основной историографической литературе;
1.11
воспитать уважение к истории и традициям нашей страны, укреплению патриотизма и гражданской позиции, демократическим принципам общественной жизни, правам и свободам человека;
1.12
сформировать самостоятельную гражданскую позицию по дискуссионным проблемам истории новейшего времени
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России XIX века
2.1.2
История средних веков
2.1.3
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.4
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.5
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.6
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.7
Религиоведение
2.1.8
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.9
Археология
2.1.10
Археология Вятско-Камского региона
2.1.11
История древнего мира
2.1.12
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.13
Противодействие коррупции
2.1.14
Учебная археологическая практика
2.1.15
История России XIX века
2.1.16
История средних веков
2.1.17
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.18
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.19
Религиоведение
2.1.20
Археология
2.1.21
История древнего мира
2.1.22
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.23
Противодействие коррупции
2.1.24
Учебная археологическая практика
2.1.25
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.26
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.1.27
Археология Вятско-Камского региона
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культурология
2.2.2
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.3
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.4
История
2.2.5
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.6
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.9
Культурология
2.2.10
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.12
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.13
Производственная педагогическая практика
2.2.14
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2:      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции 
 
Знать:
 
основные этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития
 
 
Уметь:
 
выделять основные этапы и закономерности исторического процесса, применять основные исторические понятия
 
 
Владеть:
 
навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического развития
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории России новейшего времени
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории России новейшего времени
 
 
Владеть:
 
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности в области истории России новейшего времени
 
 
 
3.1
Знать:
основные события процессы истории России ХХ столетия;

ключевые термины, важнейшие исторические даты, факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса;

социальную значимость истории, ее прямую связь с политикой и экономикой;

структуру и специфику функционирования государственных институтов в соответствии с особенностями времени и Конституцией страны;

крупнейших государственных и политических деятелей России ХХ века, а также иметь представление об их роли в новейшей истории государства;

исторически сложившиеся культурные, религиозные, этнонациональные традиции нашей страны;

ценностные ориентиры в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями России для решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.2
Уметь:
анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;

выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

сформировать целостное представление о закономерностях и особенностях развития России в ХХ веке – начале XXI в.;

осуществлять работу с источниками информации, включая современные электронные;

критически анализировать полученную информацию и выносить суждения о ней;

аргументированно строить устную и письменную речь, выступать публично, вести дискуссию и полемику;

использовать историческую информацию в профессиональной деятельности, для отстаивания гражданской позиции, ведения конструктивной дискуссии;

подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

 
3.3
Владеть:
навыками владения историческими понятиями и терминами;

навыками владения методами формирования ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями нашей страны;

навыками, способствующими воспитанию уважения к истории и традициям нашей страны, формированию гражданской позиции, демократическим принципам общественной жизни, правам и свободам человека;

культурой мышления и методами аргументированного изложения собственной позиции;

навыками работы с источниками информации, включая современные электронные;

навыками работы с историческими источниками и литературой;

приемами культурно-просветительской деятельности в совокупности с приемами публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

практическими навыками для использования полученных знаний в педагогической деятельности