МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Истории и методики ее преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
д-р ист. наук, профессор, Корнилова Ирина Валерьевна
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний о социальной среде, правовых нормах, механизмах адаптации; приобретение умений и необходимых практических навыков, позволяющих осуществлять индивидуальный подход при оказании социальной и психологической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для будущей успешной профессиональной деятельности в качестве дефектолога.
Задачи освоения дисциплины:
научить обучающихся использовать нормы позитивного социального поведения, реализовывать свои права адекватно законодательству;
дать представление об основополагающих международных документах, относящихся к правам инвалидов,законы и другие нормативные правовые акты РФ, регулирующие правовое положение инвалидов,особенности регулирования труда инвалидов;
дать обучающимся представление о механизмах социальной адаптации лиц с ОВЗ и инвалидов;
дать обучающимся представление об основных правовых гарантиях инвалидов в области социальной защиты и образования;
научить обучающихся анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
научить обучающихся использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях;
научить взаимодействовать с участниками образовательного процесса
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Безопасность жизнедеятельности
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Оногенез речевой деятельности
Основы правовой защиты детства и инвалидов
Планирование логопедической работы
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Логопедия (Нарушения голоса)
Формы логопедической работы
Введение в логопедическую специальность
Логопедия (Введение в логопедию)
Противодействие коррупции
Коммуникативный практикум
Онтогенез речевой деятельности
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Планирование логопедической работы
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Логопедия (Нарушения голоса)
Формы логопедической работы
Введение в логопедическую специальность
Логопедия (Введение в логопедию)
Противодействие коррупции
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
Онтогенез речевой деятельности
Коммуникативный практикум
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная преддипломная практика
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-4: способен использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах
базовые правовые термины в социальной и профессиональной сферах
применять базовые правовые термины в социальной и профессиональной сферах
навыками анализа законов и других нормативных правовых актов в социальной и профессиональной сферах
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
структуру и виды нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность
использовать базовые правовые знания при решении различных задач профессиональной деятельности
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
применять способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
механизмы социальной адаптации;
основополагающие международные документы по правам человека;
основы российского законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;
основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;
круг понятий, связанных с работой по социализации и защите прав лиц с инвалидностью;
особенности социокультурного пространства, поведения лиц с инвалидностью и инфраструктуру обеспечения их социального благополучия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
использовать нормы позитивного социального поведения;
обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях;
выявлять потребности отдельных обучающихся, семей и разных социальных групп, нуждающихся в социальной помощи и защите;
осуществлять взаимодействие и координацию деятельности с участниками образовательного процесса в решении проблем адаптации обучающихся
навыками самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, критически оценивать и творчески перерабатывать правовую информацию в сфере социальной защиты;
навыками выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере социальной работы с обучающимися;
навыками взаимодействия с участниками образовательного процесса в решении проблем социальной адаптации