2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв_)_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
д-р ист. наук, профессор, Корнилова И.В.;канд. ист. наук, доцент, Сабиров И.Т.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
13 2/6
13
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
38
38
38
38
76
76
Практические
52
52
52
52
104
104
Итого ауд.
90
90
90
90
180
180
Кoнтактная рабoта
90
90
90
90
180
180
Сам. работа
90
90
90
90
180
180
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
216
216
216
216
432
432
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формирование у обучающихся систематизированных знаний о новейшей истории Отечества и развитие у них способностей использовать полученные знания в образовательной и профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить исторические даты, факты, события, характеризующие политические, социально-экономические и культурные закономерности развития России новейшего времени;
1.4
обращать внимание не только на фиксацию исторических фактов, но и на их нравственное осмысление;
1.5
показать историю России новейшего времени личностной и фактичной;
1.6
формировать историческое сознание посредством усвоения новых понятий и терминов, принятых в новейших теоретических и практических исследованиях;
1.7
сформировать умение выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам новейшего периода в рамках научного мировоззрения;
1.8
формирование патриотизма,гражданской позиции, уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия;
1.9
ознакомить с технологиями приобретения, использования и обновления знаний по истории России новейшего времени;
1.10
сформировать навык анализа исторических проблем, установления причинно-следственных связей, выявления общих черт и различий сравниваемых исторических процессов и событий;
1.11
сформировать умение ориентироваться в источниках, основной историографической литературе, работать с исторической картой
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.1.2
История Татарстана
2.1.3
Психология воспитательных практик
2.1.4
Философия  
2.1.5
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.6
История (история России, всеобщая история)
2.1.7
История государственности и права тюркских народов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История философии
2.2.2
Культурология
2.2.3
Методика обучения обществознанию
2.2.4
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.2.5
Практикум по организации работы с родителями
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Социология
2.2.8
История мировой культуры
2.2.9
Политология
2.2.10
Производственная педагогическая практика
2.2.11
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.12
Этика
2.2.13
Этнология и социальная антропология
2.2.14
Религиоведение
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.17
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
2.2.18
Мировая экономика
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
этапы новейшей отечественной истории в контексте мировой истории, социокультурные традиции российского общества;
3.1.2
события, явления и процессы новейшей отечественной истории;
3.1.3
основные движущие силы и закономерности исторического процесса;
3.1.4
основные исторические категории, периодизацию и хронологию, фактический материал (основные исторические события), персоналии, проблемы и закономерности новейшей отечественной истории;
3.1.5
базовые национальные ценности, присущие определённой этнической общности, которые отражают её историческое своеобразие и уникальную специфику для решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся и формирования гражданской позиции;
3.1.6
возможности школьных курсов истории в нравственном становлении, гражданском воспитании и развитии субъектности личности школьников;
3.1.7
методические пути и средства реализации воспитательного потенциала школьных уроков истории
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать социокультурные различия социальных групп советского и российского общества;
3.2.2
устанавливать временные, пространственные и причинно-следственные связи между событиями, явлениями и процессами новейшей отечественной истории;
3.2.3
выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам истории России новейшего периода в рамках научного мировоззрения;
3.2.4
осуществлять работу с источниками информации, включая современные электронные;
3.2.5
использовать историческую информацию в профессиональной деятельности, для отстаивания гражданской позиции, ведения конструктивной дискуссии;
3.2.6
применять базовые национальные ценности, присущие определённой этнической общности, которые отражают её историческое своеобразие и уникальную специфику для решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся и формирования гражданской позиции;
3.2.7
осуществлять отбор учебного материала, проводить аргументированные исторические аналогии, обобщать исторические факты, применять полученные знания в профессиональной деятельности;
3.2.8
определять воспитательный потенциал тематического раздела и отдельного урока истории;
3.2.9
отбирать историческое содержание, средства, методы и приемы решения задач развития личности средствами исторического образования
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками создания условий для социальной интеграции и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей;
3.3.2
навыки владения методами формирования ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями нашей страны;
3.3.3
навыки владения основными методами исторического познания, навыками работы с исторической картой и источниками;
3.3.4
навыками применения базовых национальных ценностей, присущих определённой этнической общности, которые отражают её историческое своеобразие и уникальную специфику для решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся и формирования гражданской позиции;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.3.5
навыками самостоятельного научного поиска и анализа информации в рамках учебной дисциплины, методами научно-педагогического исследования в предметной области
3.3.6
опытом постановки воспитательных задач урока истории (тематического раздела) и определения личностных результатов изучения темы;
3.3.7
методическими приемами решения задач воспитания историей на разных этапах урока, при работе с учениками разного возраста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx