МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Истории и методики ее преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
д-р ист. наук, профессор, Корнилова И.В.;канд. ист. наук, доцент, Сабиров И.Т.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формирование у обучающихся систематизированных знаний о новейшей истории Отечества и развитие у них способностей использовать полученные знания в образовательной и профессиональной деятельности.
Задачи освоения дисциплины:
изучить исторические даты, факты, события, характеризующие политические, социально-экономические и культурные закономерности развития России новейшего времени;
обращать внимание не только на фиксацию исторических фактов, но и на их нравственное осмысление;
показать историю России новейшего времени личностной и фактичной;
формировать историческое сознание посредством усвоения новых понятий и терминов, принятых в новейших теоретических и практических исследованиях;
сформировать умение выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам новейшего периода в рамках научного мировоззрения;
формирование патриотизма,гражданской позиции, уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия;
ознакомить с технологиями приобретения, использования и обновления знаний по истории России новейшего времени;
сформировать навык анализа исторических проблем, установления причинно-следственных связей, выявления общих черт и различий сравниваемых исторических процессов и событий;
сформировать умение ориентироваться в источниках, основной историографической литературе, работать с исторической картой
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
История России (XIX – начало ХХ вв.)
Психология воспитательных практик
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
История (история России, всеобщая история)
История государственности и права тюркских народов
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Методика обучения обществознанию
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
Практикум по организации работы с родителями
Производственная педагогическая практика
Производственная педагогическая практика
Противодействие терроризму и экстремизму
Этнология и социальная антропология
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
этапы новейшей отечественной истории в контексте мировой истории, социокультурные традиции российского общества;
события, явления и процессы новейшей отечественной истории;
основные движущие силы и закономерности исторического процесса;
основные исторические категории, периодизацию и хронологию, фактический материал (основные исторические события), персоналии, проблемы и закономерности новейшей отечественной истории;
базовые национальные ценности, присущие определённой этнической общности, которые отражают её историческое своеобразие и уникальную специфику для решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся и формирования гражданской позиции;
возможности школьных курсов истории в нравственном становлении, гражданском воспитании и развитии субъектности личности школьников;
методические пути и средства реализации воспитательного потенциала школьных уроков истории
анализировать социокультурные различия социальных групп советского и российского общества;
устанавливать временные, пространственные и причинно-следственные связи между событиями, явлениями и процессами новейшей отечественной истории;
выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам истории России новейшего периода в рамках научного мировоззрения;
осуществлять работу с источниками информации, включая современные электронные;
использовать историческую информацию в профессиональной деятельности, для отстаивания гражданской позиции, ведения конструктивной дискуссии;
применять базовые национальные ценности, присущие определённой этнической общности, которые отражают её историческое своеобразие и уникальную специфику для решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся и формирования гражданской позиции;
осуществлять отбор учебного материала, проводить аргументированные исторические аналогии, обобщать исторические факты, применять полученные знания в профессиональной деятельности;
определять воспитательный потенциал тематического раздела и отдельного урока истории;
отбирать историческое содержание, средства, методы и приемы решения задач развития личности средствами исторического образования
навыками создания условий для социальной интеграции и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей;
навыки владения методами формирования ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями нашей страны;
навыки владения основными методами исторического познания, навыками работы с исторической картой и источниками;
навыками применения базовых национальных ценностей, присущих определённой этнической общности, которые отражают её историческое своеобразие и уникальную специфику для решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся и формирования гражданской позиции;
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
навыками самостоятельного научного поиска и анализа информации в рамках учебной дисциплины, методами научно-педагогического исследования в предметной области
опытом постановки воспитательных задач урока истории (тематического раздела) и определения личностных результатов изучения темы;
методическими приемами решения задач воспитания историей на разных этапах урока, при работе с учениками разного возраста
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx