2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доц., Рахматуллина Л.В.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
20
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Лабораторные
40
40
40
40
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: теоретическая и практическая подготовка обучающихся области адаптации и профилактики трудностей первоклассников к освоению образовательной программы начального общего образования, формирование компетенций по выстраиванию взаимодействий с участниками образовательного процесса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.2
Противодействие коррупции
2.1.3
Дошкольная педагогика
2.1.4
История и культура народов Республики Татарстан
2.1.5
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.6
Тренинг педагогического общения
2.1.7
Этнология
2.1.8
Этнология
2.1.9
Тренинг педагогического общения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Образовательное право
2.2.2
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.3
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.4
Татарский язык
2.2.5
Организация дошкольного образования
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.8
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.9
Теория и технологии литературного развития детей
2.2.10
Коммуникативный практикум
2.2.11
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.12
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.13
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.14
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.15
Производственная преддипломная практика
2.2.16
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.17
Технология гуманно-личностного подхода к детям
2.2.18
Татарский язык
2.2.19
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.20
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.21
Технология гуманно-личностного подхода к детям
2.2.22
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.23
Коммуникативный практикум
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 

 
 
Владеть:
 
приемами формулирования  целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности

 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса

 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)

 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития

 
 
 
3.1
Знать:
характеристику личностных образовательных результатов

факторы, влияющие на успешность адаптации/дезадаптации

перечень требований к организации обучения первоклассников в адаптационный период

значение учебного сотрудничества для развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

показатели образовательной среды, ориентированной на развитие детей и их успешную адаптацию

психологические законы периодизации и психологические особенности кризиса 7-летнего возраста

психологические особенности младшего школьника

факторы, нарушающие адаптацию первоклассников к школе

методы диагностики процесса адаптации к школе

типологию готовности первоклассников к школе

типологию дезадаптивных школьников и требования к работе с ними

факторы, нарушающие адаптацию первоклассников к школе

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
анализировать  программы профилактики школьной дезадаптации с точки зрения нацеленности на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

планировать и анализировать результаты совместной работы с другими школьными специалистами в области обучения и развития младших школьников

определять факторы, задающие специфику индивидуального развития ребенка

определять педагогические задачи при работе с родителями

различать поведенческие и личностные особенности школьников, связанные с процессом адаптации детей к школе

реализовывать метод наблюдения для выявления проблем, связанных с адаптацией детей к школе

строить беседу с родителями по вопросам адаптации детей к школе

 
3.3
Владеть:
навыками планирования отдельных занятий и целостных программ, направленных на профилактику школьной дезадаптации и духовно-нравственное развитие учащихся

навыками анализа программ профилактики школьной дезадаптации с точки зрения соответствия нормативным документам

навыками анализа причин школьной дезадаптации и нарушений воспитания

навыками оценки развивающей, воспитательной образовательной среды школы на основе наблюдения, анкетирования учащихся, педагогов и родителей

навыками по сбору данных (по результатам наблюдения, анкетирования и др.) о процессе адаптации детей к школе

навыками по анализу и интерпретации  результатов наблюдения за процессом адаптации детей к школе

умениями по подготовке сообщения, беседы с родителями (другими участниками образовательного процесса) по вопросам адаптации к школе

навыками по анализу социальной ситуации развития детей