МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
кандидат педагогических наук, доц., Рахматуллина Л.В.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: теоретическая и практическая подготовка обучающихся области адаптации и профилактики трудностей первоклассников к освоению образовательной программы начального общего образования, формирование компетенций по выстраиванию взаимодействий с участниками образовательного процесса.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
Противодействие коррупции
История и культура народов Республики Татарстан
Основы профессионально-педагогического общения
Тренинг педагогического общения
Тренинг педагогического общения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная летняя педагогическая практика
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
Организация дошкольного образования
Производственная педагогическая практика
Производственная педагогическая практика в ДОО
Противодействие терроризму и экстремизму
Теория и технологии литературного развития детей
Коммуникативный практикум
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
Психология семьи и семейного воспитания
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Производственная преддипломная практика
Развивающая предметная среда в ДОО
Технология гуманно-личностного подхода к детям
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
Психология семьи и семейного воспитания
Технология гуманно-личностного подхода к детям
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Коммуникативный практикум
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
приемами формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
характеристику личностных образовательных результатов
факторы, влияющие на успешность адаптации/дезадаптации
перечень требований к организации обучения первоклассников в адаптационный период
значение учебного сотрудничества для развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
показатели образовательной среды, ориентированной на развитие детей и их успешную адаптацию
психологические законы периодизации и психологические особенности кризиса 7-летнего возраста
психологические особенности младшего школьника
факторы, нарушающие адаптацию первоклассников к школе
методы диагностики процесса адаптации к школе
типологию готовности первоклассников к школе
типологию дезадаптивных школьников и требования к работе с ними
факторы, нарушающие адаптацию первоклассников к школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
анализировать программы профилактики школьной дезадаптации с точки зрения нацеленности на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
планировать и анализировать результаты совместной работы с другими школьными специалистами в области обучения и развития младших школьников
определять факторы, задающие специфику индивидуального развития ребенка
определять педагогические задачи при работе с родителями
различать поведенческие и личностные особенности школьников, связанные с процессом адаптации детей к школе
реализовывать метод наблюдения для выявления проблем, связанных с адаптацией детей к школе
строить беседу с родителями по вопросам адаптации детей к школе
навыками планирования отдельных занятий и целостных программ, направленных на профилактику школьной дезадаптации и духовно-нравственное развитие учащихся
навыками анализа программ профилактики школьной дезадаптации с точки зрения соответствия нормативным документам
навыками анализа причин школьной дезадаптации и нарушений воспитания
навыками оценки развивающей, воспитательной образовательной среды школы на основе наблюдения, анкетирования учащихся, педагогов и родителей
навыками по сбору данных (по результатам наблюдения, анкетирования и др.) о процессе адаптации детей к школе
навыками по анализу и интерпретации результатов наблюдения за процессом адаптации детей к школе
умениями по подготовке сообщения, беседы с родителями (другими участниками образовательного процесса) по вопросам адаптации к школе
навыками по анализу социальной ситуации развития детей