2022-2023_z44_03_01 НО 2241_ 2244_plx_Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
8
8
Практические
4
4
8
8
12
12
Итого ауд.
8
8
12
12
20
20
Кoнтактная рабoта
8
8
12
12
20
20
Сам. работа
60
60
87
87
147
147
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
стр. 2
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать знания обучающихся в области методики и педагогических технологий начального языкового образования, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания русского языка, поиску новых технологий, связанных с организацией урока русского языка.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать теоретические знания и практические умения, навыки, необходимые для обучения учащихся начальной школы русскому языку;
1.4
изучить вариативные учебные программы и УМК по русскому языку в системе начального образования;
1.5
сформировать умения по проведению разных типов уроков по дисциплине «Русский язык», а также внеклассных и внеурочных занятий и мероприятий;
1.6
подготовить обучающихся к квалифицированному обучению и развитию младших школьников в процессе изучения русского языка;
1.7
научить осуществлять контроль и оценку формирования результатов языкового образования обучающихся младших классов, выявлять и корректировать трудности в обучении языку и разным видам лингвистического анализа;
1.8
научить разрабатывать компоненты основных и дополнительных образовательных программ (в том числе с применением ИКТ).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом» применяют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.2
Методика и технологии дошкольного образования
2.2.3
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.2.4
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.2.5
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.6
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.7
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.8
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
2.2.9
Учебная технологическая практика
2.2.10
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.2.11
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.12
Искусство и технология в начальной школе
2.2.13
Курсовая работа по теории и методике начального образования
2.2.14
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.15
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
2.2.16
Производственная педагогическая  практика
2.2.17
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.18
Теория и технологии  математического развития детей
2.2.19
Теория и технологии литературного развития детей
2.2.20
Теория и технологии развития речи детей
2.2.21
Философия  
2.2.22
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.23
Курсовая работа по теории и методике дошкольного образования
2.2.24
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.25
Производственная педагогическая практика
2.2.26
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.27
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.28
Теория и технологии физического развития детей
 
стр. 3
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
2.2.29
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.30
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.31
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.32
Работа с одаренными детьми
2.2.33
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.34
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.35
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.36
Курсовая работа по "Методике преподавания в начальной школе по областям"
2.2.37
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.38
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.39
Экологическое образование младших школьников
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
нормативные документы, определяющие содержание и формы организации языкового образования в начальной школе;
3.1.2
психолого-педагогические и лингвистические основы методики обучения русскому языку в начальных классах и вытекающие из них методические закономерности;
3.1.3
задачи, содержание, способы и средства обучения русскому языку в начальной школе;
3.1.4
методику подбора и применения диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Русский язык";
3.1.5
типичные затруднения учащихся в овладении языковедческой деятельностью, их причины, способы их выявления и пути преодоления;
3.1.6
основы теории учебной деятельности, направленной на усвоение языковых понятий, овладение универсальными учебными действиями и личностное развитие учащихся;
3.1.7
технологии (в т.ч. и цифровые) реализации деятельностного подхода к обучению русскому языку в начальной школе;
3.1.8
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
3.1.9
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
3.1.10
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
3.1.11
диагностические средства, формы контроля и оценки (в т.ч. и цифровые) сформированности образовательных результатов обучающихся.
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.2.1
планировать, разрабатывать и проводить уроки русского языка с учетом специфики данного УМК и требований нового ФГОС НОО, построенные на деятельностной основе, сориентированные на формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими первичных лингвистических знаний и умений;
3.2.2
организовывать процесс обучения русскому языку (систему уроков и внеурочную деятельность) в начальной школе, направленный на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов;
3.2.3
реализовывать образовательную программу по предмету "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
3.2.4
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
3.2.5
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки (в т.ч. и цифровые) сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Русский язык";
3.2.6
формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Русский язык".
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными технологиями (в т.ч. цифровые) формирования языковедческой деятельности младших школьников;
3.3.2
методикой и технологиями (в т.ч. и цифровыми) применения различных диагностических средств, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Русский язык";
3.3.3
методикой и технологиями (в т.ч. и цифровыми) выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Русский язык";
3.3.4
навыками организации образовательного процесса на уроках русского языка и во внеурочной работе, направленного на формирование универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие учащихся;
3.3.5
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО с учетом специфики образовательного учреждения;
3.3.6
методикой и технологиями (в т.ч. и цифровыми) выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Русский язык ".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx