МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Теории и методики начального и дошкольного образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: сформировать знания обучающихся в области методики и педагогических технологий начального языкового образования, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания русского языка, поиску новых технологий, связанных с организацией урока русского языка.
Задачи освоения дисциплины:
сформировать теоретические знания и практические умения, навыки, необходимые для обучения учащихся начальной школы русскому языку;
изучить вариативные учебные программы и УМК по русскому языку в системе начального образования;
сформировать умения по проведению разных типов уроков по дисциплине «Русский язык», а также внеклассных и внеурочных занятий и мероприятий;
подготовить обучающихся к квалифицированному обучению и развитию младших школьников в процессе изучения русского языка;
научить осуществлять контроль и оценку формирования результатов языкового образования обучающихся младших классов, выявлять и корректировать трудности в обучении языку и разным видам лингвистического анализа;
научить разрабатывать компоненты основных и дополнительных образовательных программ (в том числе с применением ИКТ).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом» применяют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
Методика и технологии дошкольного образования
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Производственная педагогическая вожатская практика
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
Учебная технологическая практика
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
Искусство и технология в начальной школе
Курсовая работа по теории и методике начального образования
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
Производственная педагогическая практика
Производственная педагогическая практика в ДОО
Теория и технологии математического развития детей
Теория и технологии литературного развития детей
Теория и технологии развития речи детей
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
Курсовая работа по теории и методике дошкольного образования
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
Производственная педагогическая практика
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
Теория и технологии музыкального развития детей
Теория и технологии физического развития детей
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
Теория и технологии экологического образования детей
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
Основы профессионально-педагогического общения
Работа с одаренными детьми
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Курсовая работа по "Методике преподавания в начальной школе по областям"
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
Экологическое образование младших школьников
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
нормативные документы, определяющие содержание и формы организации языкового образования в начальной школе;
психолого-педагогические и лингвистические основы методики обучения русскому языку в начальных классах и вытекающие из них методические закономерности;
задачи, содержание, способы и средства обучения русскому языку в начальной школе;
методику подбора и применения диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Русский язык";
типичные затруднения учащихся в овладении языковедческой деятельностью, их причины, способы их выявления и пути преодоления;
основы теории учебной деятельности, направленной на усвоение языковых понятий, овладение универсальными учебными действиями и личностное развитие учащихся;
технологии (в т.ч. и цифровые) реализации деятельностного подхода к обучению русскому языку в начальной школе;
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
диагностические средства, формы контроля и оценки (в т.ч. и цифровые) сформированности образовательных результатов обучающихся.
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
планировать, разрабатывать и проводить уроки русского языка с учетом специфики данного УМК и требований нового ФГОС НОО, построенные на деятельностной основе, сориентированные на формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими первичных лингвистических знаний и умений;
организовывать процесс обучения русскому языку (систему уроков и внеурочную деятельность) в начальной школе, направленный на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов;
реализовывать образовательную программу по предмету "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки (в т.ч. и цифровые) сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Русский язык";
формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Русский язык".
современными технологиями (в т.ч. цифровые) формирования языковедческой деятельности младших школьников;
методикой и технологиями (в т.ч. и цифровыми) применения различных диагностических средств, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Русский язык";
методикой и технологиями (в т.ч. и цифровыми) выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Русский язык";
навыками организации образовательного процесса на уроках русского языка и во внеурочной работе, направленного на формирование универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие учащихся;
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО с учетом специфики образовательного учреждения;
методикой и технологиями (в т.ч. и цифровыми) выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Русский язык ".
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx